|
|
N°185, 08 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окулов призвал к невозможному
Авиакомпаниям госгарантии недоступны
Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов (на снимке) назвал вчера «малоэффективными» меры государственной антикризисной поддержки авиакомпаний. Кроме того, г-н Окулов призвал к отмене таможенных пошлин на ввоз иностранных самолетов. Вчера же Госдума приняла в первом чтении законопроект об отсрочке уплаты подобных пошлин на полгода и об освобождении авиакомпаний от обязанности гарантировать эту оплату залогом.
Выступая вчера на проходящем в Москве отраслевом форуме "Крылья России", г-н Окулов подверг критике процедуру предоставления авиакомпаниям государственных гарантий по кредитам. Этот механизм был создан в прошлом году, после того как разорился ряд отечественных авиаперевозчиков, в основном членов альянса AirUnion. Порядок предоставления гарантий оформлен постановлением правительства №964 от 20 декабря 2008 года с изменениями, внесенными другим постановлением -- №489 от 15 июня 2009 года. Предполагалось, что он откроет перевозчикам, испытывающим недостаток оборотных средств, доступ к относительно дешевым кредитам.
Как подчеркнул вчера г-н Окулов, эти акты требуют в качестве условия выдачи госгарантий, чтобы авиаперевозчик самостоятельно гарантировал 50% суммы кредита. «Большинство российских авиакомпаний не располагает активами, которые могут быть заложены по кредитам», -- отметил замминистра. Это, впрочем, верно не только для российских, но и для подавляющего большинства авиакомпаний мира, кроме самых крупных. Если не брать гиганты, располагающие сетью дочерних наземных предприятий и недвижимостью, типичная средняя авиакомпания владеет, по сути, только выручкой от продажи билетов, находящейся в данный момент у нее в кассе. Офисами и воздушными судами она обычно пользуется на условиях аренды и в залог их обратить не может.
Исходя из вышесказанного, г-н Окулов призвал выдавать госгарантии авиакомпаниям на всю сумму кредита, не требуя от них никакого залога вообще. Правда, и в этом случае, по его мнению, при нынешних высоких ставках по банковским кредитам госгарантии для авиакомпаний бесполезны. Как считает г-н Окулов, специфика авиатранспортного бизнеса такова, что ни один перевозчик не может позволить себе займы под 16--20% годовых. А именно таковы сейчас минимальные запросы отечественных банков по рублевым кредитам. «Оптимальной ставкой для авиакомпаний является не более 10% годовых», -- отметил замминистра.
Механизм госгарантий действительно не пользуется популярностью среди авиаперевозчиков. «Времени новостей» удалось обнаружить только одну авиакомпанию, которая получила кредит в порядке, предусмотренном постановлением №964. Заместитель генерального директора «Трансаэро» Сергей Быхал рассказал, что эта компания однажды кредитовалась таким образом в Сбербанке. Он, правда, не стал комментировать, считает ли «Трансаэро» этот опыт удачным или нет.
К сожалению, при нынешней рыночной конъюнктуре пожелания г-на Окулова о кредитах «не более чем под 10% годовых» -- утопия. Инфляция в России в 2007 году составила 11%, в 2008-м -- немного не дотянула до 13,5%, а в текущем Минфин прогнозирует 12%. В таких условиях кредитование под 10% становится уже не финансовым бизнесом, а благотворительностью -- себе в убыток. Правительственное постановление действительно ограничивает возможность банков задирать ставки, но все равно они находятся на уровне, неприемлемом для г-на Окулова и большинства авиакомпаний. Согласно методике расчетов, изложенной в постановлении, сейчас, например, этот порог составляет примерно 16% годовых.
Несколько более многообещающей выглядит возможность отмены импортных пошлин на иностранные самолеты. Запретительные пошлины на самые популярные классы воздушных судов (от 50 до 300 мест) лишь «развращают» отечественных авиастроителей и ставят российских перевозчиков в неравные условия с зарубежными конкурентами, сказал г-н Окулов на «Крыльях России». Между тем вчера Госдума приняла в первом чтении поправки к Таможенному кодексу, правда, не об отмене этих пошлин совсем, но хотя бы о полугодовой отсрочке их уплаты для авиакомпаний.
Михаил КУКУШКИН