|
|
N°185, 08 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Левое движение в эпоху Веб 2.0
Вступает ли мир в эру конца экономики брендов
В европейской политике обозначились новые тенденции: социал-демократы теряют свои позиции, зато выборы приносят первые успехи так называемым пиратским партиям. Старые и новые левые: какова их дальнейшая судьба, программа? Смогут ли ведущие левые партии ответить на вызовы стремительно меняющейся социальной реальности? Реально ли объединение традиционных и интернет-левых? Возможно ли преодоление затяжного кризиса левого движения в Европе?
Старые и новые левые
Недавние выборы в германский бундестаг принесли две основные новости. Одну ожидаемую, а другую почти сенсационную. Первая -- жесткое поражение германских социал-демократов. Вторая -- неожиданный успех пиратской партии Германии, набравшей 2% -- более миллиона голосов избирателей.
Неудача социал-демократов наряду с недавним провалом социалистов на выборах в Европарламент стала очередным свидетельством общеевропейского кризиса левого движения. Наиболее часто называемая причина кризиса -- углубляющийся разрыв между декларируемыми целями и реальными политическими делами парламентских левых. Основной задачей левых традиционно провозглашалась защита интересов непривилегированного большинства населения. Исходя из этого лейбористские и социал-демократические правительства в Европе добивались проведения определенных социальных реформ в интересах наемных рабочих, безработных, социально неустроенных, пенсионеров.
Сегодня ситуация изменилась. Социалистическое движение, возникнув в ХIХ веке как революционное, в ХХ веке ставшее реформистским, в ХХI начало играть роль охранительной силы. Поддержание существующего социального порядка подается левыми партиями как защита завоеваний прежних лет. Однако это объяснение уже не удовлетворяет избирателей, которые не видят позитивных результатов такой оборонительной тактики.
Но умерла ли левая идея в Европе? Конечно, нет. Новая левая волна пришла из Интернета. Ее представители -- сторонники свободного обмена информацией, творческой продукцией, противники копирайта и контроля. Зародившись во Всемирной паутине, это движение уже прошло период становления: первых программных текстов, манифестов, книг, пиратских интернет-утопий. Сегодня оно привело к образованию достаточно популярных партий, стало субъектом реальной, в том числе парламентской, политики.
Сенсацией стал успех одной из подобных организаций -- Шведской пиратской партии, набравшей на выборах в Европарламент весомые 7% голосов. Удачное выступление на выборах в бундестаг их германских единомышленников подтвердило, что пиратская идеология находит поддержку все большего числа европейцев. Эта новая политическая сила, кажется, обнаружила ахиллесову пяту современной капиталистической системы. Они противостоят копирайту, т.е. важнейшей форме частной собственности в постиндустриальном обществе.
Сегодняшнее наступление корпораций и правительств на свободный обмен информационной продукцией в сетях, право на который защищают пираты, имеет глубокие социальные причины. Многие наблюдатели еще в самом начале развития сетевой экономики свободного файлообмена пришли к выводу, что она несет угрозу капиталистическому миропорядку. Мир стоит перед альтернативой: или капитализм уничтожит новую экономику свободного обмена интеллектуальной продукцией в сетях, или ее принципы станут универсальными.
Пиратские партии не станут по-настоящему влиятельной политической силой и не достигнут своих целей, если остановятся только на информационных проблемах. Логика борьбы неизбежно заставит их поднимать общеполитические и социальные вопросы, прежде всего ключевую проблему власти. В этой неизбежной борьбе у пиратов есть потенциальные сильные союзники и инструменты влияния.
В современном мире развивается не только движение за свободный обмен информацией и информационной продукцией. Широкое распространение социальных сетей в Интернете создало благоприятную коммуникативную среду для формирования массовых протестных движений. Сети все чаще и эффективнее используются различными оппозиционными движениями в контрсистемной политической борьбе (уже не только в Молдавии, Иране или Таиланде, но и в Западной Европе). «Восстания социальных сетей» и развитие пиратских партий -- близкие и дополняющие друг друга процессы. Есть шанс, что все эти процессы сольются в одно мощное протестное социальное движение. Это движение может придать второе дыхание левой политике в Европе, интегрировав в себя наиболее дальновидные традиционные левые партии.
Общество свободного творчества
Левые политические силы в Европе традиционно воспринимали государство как инструмент рационального воздействия на стихийные рыночные процессы, призванный защищать интересы несобственнического большинства населения.
Программы европейских социалистов чаще всего включали два основных направления: национализации отдельных общественно значимых отраслей и предприятий и усиления государственного перераспределения доходов, социальной помощи малоимущим. В результате приход левых к власти означал, как правило, усиление государственного вмешательства в экономику. Во многих европейских странах послевоенная социальная история была цикличной: пришли к власти левые -- национализация, усиление прогрессивности налогов, пришли правые -- снижение налогов, приватизация.
Так было в ХХ веке, в условиях господства в экономике индустриального производства. В современной «креативной экономике», основанной на творчестве и интеллектуальной свободе, рациональное воздействие на развитие общества может выражаться в другом.
Интернет-революция подорвала монополию правящих элит на распространение информации. В новой ситуации возможности для манипуляции элитами обществом сокращаются. В диалоговой информационной культуре социальных интернет-сетей у людей больше шансов сделать независимый от манипуляции рациональный политический или потребительский выбор. В этих условиях источником новой рационализации может быть уже не государство, а сами граждане, самоорганизующиеся во Всемирной паутине.
Интернет-левые в отличие от социалистов ХХ века считают, что от государства требуется не усиление вмешательства в экономику, а отказ от репрессивной защиты устаревших капиталистических экономических и правовых отношений и структур, не дирижистское управление, а снятие ограничений на обмен информацией, творческими усилиями и продукцией.
Нынешний кризис лишний раз продемонстрировал, что социально-экономическая система современного общества нуждается в рациональной модернизации. Программные требования пиратских партий объективно соответствуют этой задаче. Традиционные парламентские левые могут обрести второе дыхание, сформировав общие программные требования и объединив усилия по их реализации с новыми интернет-левыми. Конечно, эта перспектива пока кажется почти фантастической. Слишком тесно интегрированы партийные бюрократии в консервативную правящую элиту. Но представляется, что другого пути в меняющемся мире у левых нет.
Будущая левая программа может легко интегрировать хорошо сочетающиеся новые (антикопирайт, антибренд, свобода обмена информацией, экономической деятельности в Сети, прямая демократия через Сеть) и традиционные (социальная справедливость, защита интересов работников от произвола собственников, общества -- от диктата бизнес-элиты) требования левых. Реализация такой программы включает радикальную демократизацию всех сторон общественной жизни, упразднение архаичных социальных институтов, охраняющих власть и привилегии собственнических элит, поддержку новых, более рациональных отношений, отвечающих требованиям сегодняшнего уровня технологического развития.
Социальным идеалом программы новой модернизации становится общество свободного творчества, равноправного социального обмена и сотрудничества в информационных сетях без эксплуатации и наемного труда.
Копирайт должен быть разрушен
Пересмотр института интеллектуальной собственности в рамках левой идеологической парадигмы предусматривает защиту прав творцов и потребителей, но не собственников корпораций. Книга известного реформатора копирайта Джеймса Бойла называется "Всеобщее достояние, или Огораживание общин разума". Если продолжить аналогию автора, задача левого движения -- избавить «крестьян»-творцов от «огораживания» со стороны собственников-«дворян».
Первые шаги в этой области уже сделаны. Creative Commons, становящаяся все более популярной система лицензий, основана на возможности добровольного ограничения авторами своих прав, на том, что авторам выгодна открытость их творчества для потребителей. Эта система предполагает несколько видов лицензий, предусматривающих разные возможности для авторов. Думаю, что наиболее перспективным может быть пока еще не реализованный вариант подобных лицензий: скачивание произведения в обмен на трафик персонального ресурса автора. Такая модель может стать популярной в условиях широкого распространения персональных блогов и сайтов. Скачивающий интеллектуальный продукт обязан ставить на своем личном ресурсе ссылку на персональный интернет-ресурс автора. Впоследствии автор или авторский коллектив сможет монетизировать трафик ресурса, растущего по мере его цитирования.
Пиратские партии занимаются прежде всего проблемой копирайта в Сети. Однако любая интеллектуальная собственность, в т.ч. на бренды и патенты (а значит, наиболее важный современный инструмент манипуляции -- брендинг), существует на тех же правовых и социальных основаниях.
Копирайт невозможно реформировать только в Интернете, сохранив его в других сферах экономической жизни. Корпорации, чье господство основывается на брендах и копирайте, пока они экономически сильны и политически влиятельны, не позволят провести радикальную реформу интеллектуальной собственности нигде и ни при каких обстоятельствах. Эта проблема может быть решена только в обществе в целом, с помощью принятия соответствующей системы универсальных правовых мер.
О том, что брендинг -- инструмент, помогающий собственникам зарабатывать на манипуляции потребительским выбором, сверхэксплуатации наемных работников, -- написано немало. Можно вспомнить, например, знаменитую книгу Наоми Кляйн «No Logo. Люди против брендов». Возникнув как своеобразный капиталистический «знак качества», гарантирующий определенные потребительские свойства товаров, бренды давно потеряли рациональное значение. Производство товаров под американскими и европейскими брендами все больше концентрируется в Азии и Латинской Америке. Владельцы права на бренд зачастую отчуждены от производителей и практически на них не влияют. Является ли товар легальным брендовым или пиратской подделкой, чаще всего имеет лишь символическое значение и не характеризует его потребительские качества. Сила бренда -- иррациональное потребительское поведение, сформированное манипулятивной рекламой, воздействующей на подсознательные комплексы потребителей.
Брендинг -- стержень экономики перевернутой последовательности, о которой писали еще Гэлбрейт и Бодрияр, в которой не потребители, а производители формируют спрос. В значительной степени именно манипулятивное продвижение корпорациями брендов на рынок обеспечивает им возможность навязывать иррациональный спрос на свои товары и услуги. Защита потребителей от навязанной переплаты за товары, «брендовой ренты» корпорациям -- задача, идеологически близкая целям левого движения.
Кроме того, ограничение права собственности на бренды и патенты подорвет контроль консервативных крупных корпораций над экономикой и властью. Ведь главный ресурс большинства из них -- нематериальные активы в виде раскрученных брендов. А значит, эта мера имеет для левых и стратегическое значение. Она стимулирует социальные реформы, модернизацию социально-экономических отношений.
Сегодня появление на рынке новых структур, не имеющих ресурса в виде известного бренда, чрезвычайно затруднено. Реформа копирайта даст шанс вновь организующимся, в т.ч. сетевым, объединениям найти свое место в экономике, упростит их выход на рынок. Эта реформа может стать толчком для развития сетевой экономики, в которой новые гибкие экономные хозяйственные структуры, основанные на массовом взаимовыгодном равноправном сотрудничестве, потеснят косные и дорогие в управлении бюрократизированные корпорации.
Избавление экономики от «брендовой болезни» легкодостижимо. Оно не требует репрессивного вмешательства государства, национализаций и конфискаций. Государству просто нужно тихо уйти из этой сферы, предоставив своим гражданам свободу производить и покупать то, что они считают нужным. Прекращение преследования пиратов, подделывающих товарные бренды, неизбежно приведет и к смерти брендинга, и к прекращению пиратства. Если все смогут производить товары под любым брендом, сами термины «подделка бренда», «брендовое пиратство» потеряют смысл.
Демократия против олигархии
Новые социальные возможности интернет-сетей способны изменить характер взаимоотношений между политиками и избирателями.
В рамках традиционной представительной демократии избиратели для реализации своих интересов и взглядов доверяют политикам принимать решения от их имени. Непосредственная сетевая демократия предполагает, что избиратели сами принимают решения и делегируют политикам только обязанность их реализовывать.
Защищая интересы простых людей, левые традиционно добивались расширения их возможностей влиять на политику власти. Сейчас создана технологическая база для резкого ускорения движения в этом направлении. У неэлитного большинства появляется шанс стать субъектом реальной политики, непосредственно вмешиваться в политический процесс, участвовать в принятии решений и управлении государством. Это новое «восстание масс» уже началось, и последствия его трудно переоценить.
Политическая система развитых стран благодаря новым информационным технологиям имеет все шансы эволюционировать в направлении к непосредственной, совещательной демократии. Этот тезис, еще недавно казавшийся спорно смелым, после прихода к власти в США Барака Обамы становится модным и почти банальным. Вовлечение широких масс избирателей уже не только в выборы политиков, но и в непосредственное управление обществом стало одной из провозглашенных целей нового американского президента.
В самом начале работы администрации Обамы был принят «Меморандум об информационной прозрачности и открытом правительстве» (Memorandum on Transparency and Open Government). В меморандуме определены новые принципы взаимодействия власти с обществом: прозрачность, участие, сотрудничество (transparency, participation, collaboration). Обама не ограничился декларациями. На этих принципах строится работа новых социальных интернет-ресурсов, финансируемых администрацией, которые позволяют избирателям активно участвовать в разработке решений в различных сферах: от работы Агентства по охране окружающей среды и министерства обороны до проблем учителей истории и представителей малого бизнеса.
Реализация идеологии википравительства в США, которую продвигают такие радикальные сторонники Обамы, как Бет Новек, только начинается. Вне зависимости от планов американской администрации этот процесс вряд ли ограничится интеграцией новых информационных возможностей в старую политическую систему. Архаичная система не может сочетаться с новыми технологическими возможностями. Логика развития демократического процесса должна привести от провозглашенных Обамой «открытости, участия, сотрудничества» избирателей с правительством к принятию ими реальных политических решений, прямому управлению действиями власти, а в перспективе к формированию в Сети управленческих структур, законодательно наделенных властными полномочиями.
Чтобы подобная перспектива стала реальностью, необходимо придание официального статуса социальным сетям избирателей, в которых все желающие смогли бы не только обсуждать проблемы, но и участвовать в принятии решений, обязательных для органов власти. Эти сети могут стать новыми отраслевыми, региональными, местными управленческими структурами, работающими на принципах прямой демократии. Безусловно, такие сетевые органы власти должны предусматривать процедуру регистрации избирателей по системе «один человек -- один голос», защиту от хакеров и хулиганов, первое время работать во взаимодействии с традиционными управленческими структурами. В перспективе подобным образом может формироваться прямой всеобщий интернет-парламент, идущий на смену представительным органам власти.
Левые в Европе -- именно та политическая сила, которая исходя из своей идеологии и исторического опыта может стать политическим лоббистом этого процесса.
Начать с себя
Принципы непосредственной демократии -- прямого участия избирателей в принятии решений -- могут начать реализовываться на уровне внутренней организации левых политических партий.
В Молдавии и Иране социальные сети вывели людей на улицы на массовые протесты. В США они помогли Обаме выиграть выборы.
Во всех этих случаях сети играли только подчиненную техническую коммуникативную роль. Они были своеобразной ракетой-носителем, которая помогала вывести на орбиту политического успеха партии и их лидеров. Однако сотрудничество в сетях способно на большее. Люди могут объединяться в них не только для достижения, но и для определения целей; для разработки и утверждения своих стратегических задач и конкретных действий, выдвижения альтернативных политических лидеров.
Такие политические интернет-сети будут уже не простым электоральным инструментом партий и лидеров. Они станут самостоятельным субъектом политики, будут работать как открытый социальный лифт, дающий технологические возможности для выявления компетенций и социального продвижения участников.
Один чрезвычайно успешный российский политический менеджер начала ХХ века говорил: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию!» Свое обещание он вскоре выполнил, как бы мы сегодня ни относились к трагическим последствиям этого успеха. За прошедший с того времени почти век технологии кардинально изменились. Перефразируя «вождя пролетариата», сегодня можно сказать: «Дайте активным гражданам технологические возможности для политической самоорганизации, и они перевернут существующий социальный порядок».
Многочисленные социологические опросы свидетельствуют о кризисе доверия к политическим элитам. Широкие слои населения считают, что политики оторвались от народа, в мире все решают бюрократия и бизнес. Что элиты корыстны и эгоистичны, они довели мир до кризиса, им наплевать на жизнь и убеждения простых людей. Люди хотят, чтобы их голос был услышан, чтобы с ними считались, чтобы они могли участвовать в принятии решений. Им нужны новые механизмы, дающие возможность реально влиять на политический процесс, на политику партий, которые они поддерживают.
Политические силы, организованные как социально-сетевые движения, способны дать избирателям такую возможность. Есть все основания полагать, что такие движения вызовут массовый интерес и поддержку. Именно они могут стать основной движущей силой социальных реформ и новой модернизации.
Сетевая демократия способна освободить партии от власти партийных бюрократий и лоббистских группировок, сделать их привлекательной демократической альтернативой традиционным авторитарным и бюрократизированным организациям.
Игорь ЭЙДМАН, директор по сетевым технологиям Института инновационного развития