|
|
N°101, 07 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хочет, но не может
Виктор Геращенко пытается спасти Юрия Пономарева
Бывший глава ЦБ Виктор Геращенко вчера наглядно продемонстрировал, как глубока пропасть в понимании экономической политики между ним с одной стороны и президентом и правительством -- с другой. Г-н Геращенко просто взорвал мирное течение Международного банковского конгресса, выступив с резкой критикой решения правительства отправить в отставку главу Внешторгбанка Юрия Пономарева и объединить ВТБ и ВЭБ. Эмоции г-на Геращенко, который и так известен неосторожными высказываниями, вчера заставили его быть откровенно грубым по отношению к правительству и главе ВЭБа Андрею Костину: «Нельзя идти на аферу и объединять транспарентный ВТБ с нетраспарентным ВЭБом, тем более когда во главе нового банка будет стоять неизвестно кто». Его преемник Сергей Игнатьев попытался защитить правительство, сказав, что государство как собственник имеет «естественное право» менять главу принадлежащего ему банка. Наверное, заявил г-н Игнатьев, Андрей Костин устраивает правительство больше. Учитывая, что Пономарев считается человеком Геращенко, «устраивать» правительство ему, конечно, сложно. Виктор Геращенко подчеркнул, что оповестил администрацию президента о своей позиции.
Геращенко предположил, что с 10 июня на банковском совете половина его членов просто воздержится от голосования и все будет зависеть от гражданской позиции Игнатьева, который «еще не вылез из шкуры госслужащего». По всей видимости, больших надежд на Игнатьева бывший глава ЦБ не возлагает: он заочно посоветовал г-ну Пономареву идти по пути бывшего главы ВТБ Юрия Полетаева, получившего значительную денежную компенсацию за свою преждевременную отставку.
Открытое противостояние бывшего и нынешнего глав Центробанка затмило и оригинальное высказывание губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева «Все времена одинаковы -- контролируй, проверяй, и ты будешь на высоте», и даже изыски доклада первого зампреда ЦБ Андрея Козлова о модернизации банковской системы, обсуждению которых были посвящены все кулуарные разговоры первой половины дня.
В докладе г-н Козлов «оптимистически» обрисовал нынешнюю банковскую систему словами «нам осталось только три года». Для того чтобы банковская система могла существовать и дальше, она, по мнению г-на Козлова, нуждается в модернизации. Глава ЦБ Сергей Игнатьев был полностью солидарен со своим подчиненным. Банковский сектор, по его словам, один из факторов, сдерживающих экономический рост в целом. Правда, сами банкиры не разделяли столь мрачного мнения. По словам первого зампреда Альфа-банка Евгения Бернштама, в ближайшие годы не будет ни кризисов, ни резких скачков, а будет спокойный уверенный рост.
Тем не менее правила на поле диктует Центробанк, и подвергнуться модернизации банковской системе все-таки придется. По словам г-на Козлова, российские банки по-прежнему «ведомые, а не ведущие экономического роста». У банков та же проблема, что у всей российской экономики: слишком высока зависимость от сырьевого сектора. По оценке ЦБ, 45% банковских кредитов предоставлено сырьевикам и металлургам. А если приплюсовать к ним электроэнергетику и машиностроение, то совокупная сумма кредитов составит более 60%. Таким образом, перерабатывающие отрасли явно недополучают финансов.
Значительная часть банков, по словам Козлова, ориентирована на валютную ликвидность, что также сдерживает перераспределение средств в пользу реального сектора. Если бы «нефтегазовые» банки расширили кредиты до среднего уровня, то кредитование экономики могло бы вырасти на 1,5% ВВП.
В сложившейся ситуации, по мнению Козлова, возможны три варианта развития. Первый -- «инерционно-государственный», при котором доминирующее положение сохранят Сбербанк и ВТБ и основный прирост активов будет приходиться на них. Тогда к 2004 году активы банковской системы вырастут до 39--40% ВВП. Впрочем, вероятность реализации этого варианта невысока. Куда более вероятен второй сценарий, описываемый РСПП. При нем из-за административного вытеснения малых и средних банков и ограничения возможностей госбанков произойдет концентрация финансов в нескольких крупных холдингах. Тогда к 2005 году активы банковской системы вырастут до 37--38% ВВП. Наиболее предпочтителен, на взгляд Козлова, вариант «конкурентный», выражающийся в компромиссе между концентрацией капитала и поощрением развития средних банков. Реализация этого варианта даст рост активов к 2005 году до 40--42% ВВП. Банк России намерен реализовывать именно этот вариант. Для этого ЦБ планирует перейти к системе гарантирования банковских вкладов, внести изменения в законодательство, следовать международным стандартам финансовой отчетности. Также он намерен внести изменения в «окружение» банковской системы, устранить лишние барьеры и снизить себестоимость банковской деятельности. Например, упростить порядок расчетов по малым кредитам.
От лица главного банка страны г-н Козлов озвучил и предложенную переговорную позицию по вступлению России в ВТО: иностранные банки могут присутствовать на российском рынке только в форме участия в капиталах дочерних банков. За это банкам с иностранным участием будет предоставлен национальный режим.
Горячо отстаивал г-н Козлов и право Центробанка на «субъективное суждение»: ЦБ должен иметь право действовать, если, по его оценке, банк близок к банкротству. Но проблема, посетовал Козлов, в том, что коммерческие банки не доверяют ЦБ. Впрочем, и ему самому тоже следует меняться. Работник ЦБ будущего будет обладать теми же знаниями и навыками, что и работник контролируемых им коммерческих банков. Так что выдвинутый Козловым лозунг «Модернизация банковской системы -- это вызов времени» касается всех.
Вера СИТНИНА, Санкт-Петербург