|
|
N°182, 05 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кум зовет
Инспекторы посетят иранский ядерный объект в конце октября
Сегодня завершается трехдневный визит в Тегеран гендиректора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммада аль-Барадеи. От итогов его переговоров будет зависеть дальнейшее развитие ситуации вокруг иранской ядерной программы. Если аль-Барадеи не получит от Ирана убедительных гарантий того, что ядерная программа будет открыта для международного контроля, у Запада появятся основания требовать введения против Тегерана более жестких санкций.
За первые два дня переговоров в иранской столице Мухаммад аль-Барадеи заручился согласием властей Исламской Республики допустить инспекторов на строящийся в районе города Кум новый завод по обогащению урана. Информация об этой стройке стала достоянием мировой общественности в конце сентября.
На вчерашней пресс-конференции в Тегеране гендиректор МАГАТЭ сообщил, что инспекторы агентства 25 октября посетят строящийся завод с тем, чтобы «удостовериться, что этот объект предназначен для мирных целей». Дата инспекции была согласована с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и главой иранской Организации по атомной энергии Али Акбаром Салехи. Ранее считалось, что в Иране работает лишь один завод по обогащению урана в городе Натанз. Международная общественность тщетно пыталась заставить Тегеран приостановить его деятельность с помощью санкций -- их ввели в декабре 2006 года и ужесточали в марте 2007-го и в марте 2008-го.
«Я считаю, что мы в настоящее время «переключаем передачу» с конфронтации на прозрачность и сотрудничество. Я, безусловно, продолжаю призывать Иран проявлять максимально возможную открытость», -- заявил гендиректор МАГАТЭ, добавив, что «мы переживаем критический момент». Президент Ахмадинежад заявил, что в отношениях между Ираном и МАГАТЭ нет «никакой двусмысленности» и «неопределенных вопросов». Он назвал сотрудничество с МАГАТЭ «успешным, плодотворным и вызывающим удовлетворение».
Тегеран также обещал гендиректору МАГАТЭ обдумать вопрос об обогащении урана для иранских энергетических и медицинских нужд за границей. По словам аль-Барадеи, соответствующее соглашение может быть «выковано» 19 октября, когда в Вене встретятся представители Ирана, России, Франции и США. Тегеран и МАГАТЭ обсудили «ряд вопросов, включая просьбу Ирана предоставить 20-процентный обогащенный уран для тегеранского атомного реактора», -- подтвердил Али Акбар Салехи
Договоренность о визите в Тегеран гендиректора МАГАТЭ была достигнута 1 октября в Женеве на закрытых консультациях по Ирану. В них приняли участие заместители министров иностранных дел России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии (эти страны образуют международную «шестерку» по урегулированию иранской ядерной проблемы), представитель Евросоюза Хавьер Солана, а также секретарь Высшего совета нацбезопасности Ирана Саид Джалили.
Накануне женевской встречи «шестерки» даже традиционно лояльные Ирану Россия и Китай призвали Исламскую Республику к максимальной открытости во взаимоотношениях с МАГАТЭ. США и страны Евросоюза дали Тегерану срок до конца года для прояснения всех спорных вопросов. В итоге «шестерка» и Тегеран договорились интенсифицировать переговорный процесс: очередная их полноформатная встреча должна пройти до конца октября. До нынешней встречи иранцы встречались с «шестеркой» в июле 2008 года.
«Иранцы все последние годы считали переговоры с руководством МАГАТЭ и визиты экспертов этой организации главным форматом своего взаимодействия с мировым сообществом по ядерным вопросам», -- заметила «Времени новостей» эксперт по Ирану Института востоковедения РАН Ирина Федорова: «Являясь участником Договора о нераспространении ядерного оружия, Тегеран рассматривает МАГАТЭ как единственное компетентное ведомство в вопросах ядерных разработок. За последние годы инспекторы МАГАТЭ совершили около 25 внеплановых посещений ядерных объектов в Иране. Но их результаты не позволили МАГАТЭ сделать однозначный вывод о наличии в стране военной ядерной программы».
По мнению эксперта, постоянно возникающие сложности в отношениях с Тегераном вызваны тем, что «мировое сообщество недооценивает тот факт, что ядерная программа уже стала для иранцев национальной идеей». Иранский лидер Махмуд Ахмадинежад настаивает, что ядерная программа необходима для экономического развития и обеспечения независимости страны, «поэтому чрезмерные и поспешные уступки властей могут вызвать опасную реакцию общественного мнения, породить обвинения в капитуляции перед Западом», -- свидетельствует г-жа Федорова.
США и страны Евросоюза с недоверием относятся не только к заявлениям Тегерана, но и к выводам МАГАТЭ. На днях в американской газете «Нью-Йорк таймс» появились утечки из «внутреннего доклада» МАГАТЭ по иранской проблеме. В нем говорится, что Иран «располагает достаточной информацией» для того, чтобы разработать и создать действующее ядерное устройство, «использующее в качестве расщепляющегося топлива высокообогащенный уран». Однако советник президента США Барака Обамы по нацбезопасности Джим Джонс скептически отнесся к выводам «Нью-Йорк таймс». В эфире Си-эн-эн он дал отрицательный ответ на вопрос, действительно ли Иран приблизился к обладанию атомной бомбой, добавив, что сейчас переговоры Тегерана с мировым сообществом «движутся в правильном направлении».
Сообщения об успехах иранской ядерной программы заставляют западные СМИ искать объяснения этому факту. Вчера лондонская газета «Таймс» написала, что еще в сентябре премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху передал в Москву список российских ученых, якобы помогающих Ирану разрабатывать ядерное оружие. «Мы слышали, что Нетаньяху приезжал со списком и конкретными доказательствами, свидетельствующими, что русские помогают иранцам разрабатывать бомбу», -- приводит газета слова анонимного источника. Впрочем, американские эксперты считают, что подобную помощь Ирану оказывали в прошлом отдельные лица по собственной инициативе без одобрения со стороны российского государства.
Петр ИСКЕНДЕРОВ