|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потухший «светофор»
Ангела Меркель отодвинула социал-демократов в оппозицию
Германия вчера сделала свой политический выбор на ближайшие четыре года. К 18 часам по среднеевропейскому времени закрылось около 80 тыс. избирательных участков, на которых решилась судьба нижней палаты парламента -- германского бундестага 17-го созыва. Первые же предварительные данные, опубликованные после закрытия избирательных участков, показали, что нынешний канцлер ФРГ Ангела Меркель сохранит за собой кресло главы кабинета министров на ближайшие четыре года.
Согласно предварительным данным, на выборах с минимум 33,5% голосов уверенно лидирует блок христианских демократов ХДС/ХСС, от которого и была кандидатом г-жа Меркель. Далее со значительным отставанием следуют их соперники социал-демократы, за них проголосовали лишь 23,5% избирателей. Столь низкий результат они показывают впервые, что многие германские эксперты связывают с низкой популярностью их кандидата Франка Вальтера Штайнмайера. Третьей стала Свободно-демократическая партия с 14,5%, за ней следуют левые (12%) и «зеленые» (10,5%). Все прочие партии вместе взятые смогли набрать лишь 6% голосов.
Таким образом, новое правительство Германии создадут ХДС/ХСС и Свободно-демократическая партия. По предварительным итогам, обе партии вместе набрали на выборах достаточное число голосов для формирования коалиции -- 48%. Согласно германскому законодательству, депутаты от парламентских партий, представленные в бундестаге пропорционально отданным за них голосам, избирают федерального канцлера.
Несмотря на мировой финансовый кризис, прошедшее голосование стало самым дорогим в истории ФРГ. Оно обошлось германским налогоплательщикам почти в 64,7 млн евро, что на 1,8 млн евро больше расходов на предыдущие выборы 2005 года.
В этом году к избирательной кампании в Германии было допущено 29 партий. Впервые на федеральном уровне в соперничество за благосклонность электората вступили Левая партия, а также политическое объединение с экзотическим названием Пиратская партия. Ее создатели протестуют, в частности, против того, что музыкальный и кинобизнес фактически объявляет людей преступниками, когда обвиняет их в пиратском хищении интеллектуальной собственности. Хотя на самом-то деле граждане тянутся к культуре и образованию. Это движение пришло сюда из Швеции, где набрало немало приверженцев. Но в Германии пираты тоже пришлись ко двору. 27-летний сын корреспондента «Времени новостей», менеджер в восточногерманской компании, занимающейся информационными технологиями, голосовал за эту партию. «Кроме всего прочего она борется за охрану личных данных», -- таков был его аргумент в ее пользу.
А вот нынешние левые представляют собой симбиоз из обломков социал-демократии, которые возглавил 66-летний Оскар Лафонтен, некогда один из соратников и даже приятель Герхарда Шредера, и остатков Партии демократического социализма, чей костяк составляли восточногерманские коммунисты. После вступления Шредера в 1998 году на пост федерального канцлера Лафонтен не поделил с соратниками министерские портфели, забрал, как говорят немцы, свою шляпу из правительства и создал собственную -- уже оппозиционную -- партию. В появившихся вскоре мемуарах он изложил все, что думал на самом деле о новоиспеченном канцлере Шредере.
Нынешнюю избирательную кампанию за ее откровенную вялость немцы окрестили «ватной». Причина тому в той политике «спокойной руки», которую проводит нынешний бундесканцлер Ангела Меркель. Дело еще и в том, что два главных конкурента -- 55-летний христианский демократ Ангела Меркель и 53-летний социал-демократ Франк Вальтер Штайнмайер -- в последние четыре года бок о бок проработали в коалиционном правительстве, сформированном обеими партиями, причем г-н Штайнмайер занимал посты вице-канцлера и министра иностранных дел. «Их телевизионная дуэль более напоминала пресс-конференцию об успехах большой коалиции», -- заметил Эрнст Элитц, профессор и эксперт по средствам массовой информации берлинского Свободного университета.
Итоги выборов говорят о том, что партиям не избежать коалиционных альянсов. Наиболее вероятным считается формирование коалиционного правительства христианскими демократами (блок ХДС/ХСС) и либералами из Свободно-демократической партии (СвДП). Глава СвДП 47-летний Гидо Вестервелле «твердо» заявил, что его партия готова к коалиции лишь с ХДС/ХСС и «ни о чем подобном с иными партиями не может быть и речи». А социал-демократы вчера уже объявили, что берут на себя почетную роль лидеров оппозиции.
Их кандидат в канцлеры Штайнмайер до конца противился такому исходу кампании. Незадолго до ее окончания, когда, согласно социологическим опросам, шансы СДПГ оказались самыми плохими за все послевоенные годы, он намекнул христианским демократам и их электорату, что был бы согласен на «новое издание» положительно зарекомендовавшей себя большой коалиции.
Другой спасительной соломинкой для него мог бы стать коалиционный альянс, называемый немцами «светофором». В него могли бы войти «красные» (СДПГ), «желтые» (СвДП) и «зеленые». За альянс с либералами Штайнмайер бился до последнего. Он даже заявлял, что сразу же после выборов Вестервелле откажется от своего обещания пойти на смычку с ХДС/ХСС и поддержать тем самым кандидатуру Меркель. При этом он сам делал все возможное, чтобы не допустить появления такого альянса. На предвыборном митинге в Дрездене на прошлой неделе г-н Штайнмайер предостерегал от «социального бритья наголо», которое, как он утверждал, ждет Германию в случае прихода к власти «черно-желтого» правительства христианских демократов и либералов. Но «светофор» Штайнмайера вчера потух.
Социал-демократы чисто теоретически смогли бы пойти на формирование тройственной коалиции с «зелеными» и Левой партией. Тогда у руля правления Германией оказалась бы «красно-красно-зеленое» правительство. Но представить себе подобное на федеральном уровне невозможно. В СДПГ считается дурным тоном даже допускать возможность сотрудничества с левыми под предводительством Лафонтена.
Юрий ШПАКОВ, Берлин