|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Новогодних танцев не будет»
Юлия Тимошенко не собирается проводить праздник в «Газпроме»
На конференции Yalta European Strategy, где обсуждаются перспективы европейской интеграции Украины, премьер-министр Юлия Тимошенко объявила, что россияне и украинцы смогут встретить 2010 год без традиционной для последних лет газовой перепалки. «Украина и Россия в первый раз за последние годы ночь с 2009 на 2010 год отпразднуют дома. Я точно не в аэропорту и не в «Газпроме», как и любой руководитель «Нафтогаза», -- пообещала она. Выступавший в Ялте бывший посол России на Украине Виктор Черномырдин придерживается такого же мнения: «Думаю, что больше новогодних танцев не будет. Правительство Украины может спокойно праздновать и Новый год, и Рождество».
Напряженность согласно политическому расписанию может развиться после Крещения, когда украинцы проголосуют на президентских выборах. В зависимости от итогов волеизъявления и позиции избранника по ключевым вопросам сотрудничества с Россией. Как известно, сейчас Юлия Тимошенко договорилась с российским премьером Владимиром Путиным о том, что «Газпром» не будет штрафовать «Нафтогаз Украины» за недобор газа по контракту. Однако это соглашение является устным обещанием и, очевидно, будет дезавуировано в случае политического демарша Киева.
«Очень важно, что мы вошли в систему прозрачных отношений. Хочу от имени Украины принести извинения тем, кто ощутил неудобства», -- сказала премьер, с запозданием обращаясь к европейским потребителям, замерзавшим прошлой зимой. Она подчеркнула, что заключенные до 2019 года газовые соглашения с заложенными в них рыночными ценами, определяемыми по формуле, являются наибольшим вкладом в независимость Украины. Между «Газпромом» и «Нафтогазом» и в самом деле впервые за историю отношений действуют долгосрочные контракты на поставку и транзит голубого топлива, настолько прозрачные, что даже были опубликованы в украинских СМИ через считанные дни после подписания, несмотря на все положения о конфиденциальности.
Правда, на протяжении всей жизни этих договоров российско-украинские «новогодние танцы» стали чуть ли не ежемесячным событием. Виной тому трудности украинской экономики в кризисный период и значительный рост цен на газ по сравнению с прошлым годом в связи с переходом на рыночные отношения.
По словам Юлии Тимошенко, в этом году украинская экономика не ощущает, что цена импорта газа меняется ежеквартально. Зато об этом прекрасно осведомлена вся Европа, которую Москва и Киев пытались спровоцировать на финансовую помощь «Нафтогазу» для осуществления своевременных расчетов за поставленный газ. Особенно тяжело было в первом и втором кварталах, когда украинский концерн был вынужден импортировать топливо дороже установленной на внутреннем рынке цены. Как известно, «Нафтогаз» покупал газ соответственно по 360 и 270 долл. за тысячу кубометров, а продавать мог не дороже 230 долл. (предельная цена для промышленности на весь год). Кроме того, с апреля по октябрь идет процесс закачки газа в подземные хранилища, что позволяет «Нафтогазу» обеспечивать поставки на внутренний рынок в зимнее время, выполняя в полном объеме обязательства по транзиту топлива в Европу. То есть компания уже несколько месяцев не получает деньги от реализации импортного газа на внутреннем рынке.
Все это привело к тому, что первая неделя каждого месяца, когда по контракту украинский концерн должен перечислять деньги за полученное топливо, превращалась в остросюжетный триллер. В Киеве искали средства (как правило, находили их в резервах нацбанка), в Москве пугали европейцев вероятным срывом закачки газа в ПХГ, заранее призывая их участвовать в трехстороннем диалоге, в Брюсселе предпочитали договариваться с украинским правительством о реформах.
На ялтинском форуме г-жа Тимошенко не могла обойти стороной вопрос выполнения обещаний, которые она от имени правительства Украины дала Еврокомиссии в рамках двусторонней декларации о модернизации газотранспортной системы страны. Напомним, что речь в ней шла о готовности Киева реформировать газовый рынок по образу и подобию брюссельских инициатив в ЕС в обмен на кредиты для «Нафтогаза». «Надо реформировать структуру «Нафтогаза», его финансы, и мы будем делать это. Надо перейти на рыночные цены на внутреннем рынке, мы будем проходить этот путь», -- сказала премьер, отметив, что процесс пойдет после президентских выборов.
МВФ: Новые кредиты не решат проблем Украины
Международный валютный фонд (МВФ), ключевой кредитор Украины, не против привлечения Киевом дополнительных займов из других источников, но считает, что наращивание долга без проведения рекомендованных МВФ реформ может пойти стране во вред, сообщил исполнительный директор фонда Доминик Стросс-Кан. "И независимо от того, сколько кредитов вы получите, вы можете не решить проблемы, чтобы переформатировать свое будущее. Кроме того, вы можете повысить задолженность страны, которая в конечном итоге окажется в худшем положении, чем в начале", -- сказал он. Глава МВФ добавил, что проблема Украины не в недостатке кредитов, а в слабом управлении и слабой фискальной политике. МВФ в ноябре 2008 года одобрил для Украины двухлетнюю программу stand-by на общую сумму 16,4 млрд долл. и уже выделил нацбанку и правительству суммарно 10,6 млрд долл. В обмен на финансовую поддержку власти пообещали принять меры для сбалансирования бюджета и пенсионного фонда, оздоровления госхолдинга «Нафтогаз» и банковского сектора, но часть реформ осталась только на бумаге. Как считает известный американский финансист Джордж Сорос, Украина «очень близко подошла к дефолту». Он обратил внимание на то, что «президент контролирует центробанк, а правительство осталось в стороне». По его мнению, «если удастся избежать ужасной катастрофы -- дефолта, это уже будет большим достижением Украины». REUTERS, ИТАР-ТАСС
Алексей ГРИВАЧ