|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Люди за бортом
Сотрудники государственной авиакомпании "Россия" протестуют против увольнений
«Нет сокращениям! Власть под контроль общества, работодателя -- под контроль профсоюзов!» -- под такими лозунгами в конце минувшей недели в Санкт-Петербурге прошел пикет, организованный независимым профсоюзом летного состава и Свободным профсоюзом бортпроводников петербургского подразделения государственной транспортной компании «Россия», имеющей статус федерального унитарного предприятия.
Как рассказал председатель совета профсоюза летного состава Игорь Морозов, выйти на улицу пилотов, бортинженеров, штурманов и бортпроводников заставил документ, который накануне получили почти 400 сотрудников компании. Руководство ГТК «Россия» предупредило их, что с 4 декабря 2009 года Ту-154 М больше не поднимутся в воздух. В результате несколько сотен человек окажутся перед выбором -- либо переходить на предлагаемые вакансии, либо переучиваться, либо уходить на пенсию.
По словам профсоюзного лидера, отказ от использования Ту-154 и переход на самолеты зарубежных компаний Boing и Airbus повлечет за собой множество проблем. Например, скажется неприспособленность многих российских аэропортов к приему иностранных самолетов -- аэропорт Минеральных Вод, например, вообще оборудовался именно под прием Ту-154, аэропорты Архангельска или Норильска тоже не имеют сертификатов на прием Boing и Airbus.
Как считают вышедшие на пикет сотрудники ГТК «Россия», полный и окончательный отказ от Ту-154 нанесет серьезный ущерб всей экономике авиаперевозок. Потому что иностранные самолеты не покупаются, а берутся в лизинг, следовательно, за их аренду надо будет постоянно платить зарубежным компаниям. За переобучение российских пилотов тоже придется платить иностранцам. В результате, как считают пилоты и бортинженеры, компания будет на всем экономить, то есть эксплуатировать машины без резерва и запаса -- сейчас именно Ту-154 выполняет роль такого резерва.
По мнению участников пикета, для пассажиров билеты на американские и европейские лайнеры не станут дешевле. Кроме того, ремонт Boing тоже обойдется дороже и будет проходить дольше, потому что делать его будут за рубежом, а не в России. К тому же это повлечет за собой закрытие отечественных заводов по ремонту и переоборудованию российских самолетов.
"Мы направили письма президенту и премьер-министру, -- говорит Игорь Морозов. -- Надо помогать предприятиям через контроль цен на топливо, через помощь в подготовке и переподготовке кадров, а не выкидывать за борт сотни профессиональных, опытных специалистов".
Руководство ГТК «Россия» в своих официальных комментариях по поводу ситуации с авиапарком утверждает, что без отказа от отечественных самолетов и перехода на более современные модели Boing и Airbus российским авиаперевозчикам не выжить. Что за последние десятилетия отечественная авиапромышленность не предложила альтернативы и авиакомпании просто вынуждены делать выбор в пользу зарубежной техники. К тому же рост цен на авиатопливо в прошлом году составил 80%, а отечественные самолеты потребляют керосина больше, чем зарубежные.
Профсоюзные активисты на это возражают: да, в прошлом году цены на топливо росли, но сейчас они существенно упали. По их мнению, в своих экономических рассуждениях руководство ГТК «Россия» не учитывает расходы на переоснащение и переоборудование отечественных аэродромов и аэропортов, изношенность которых в большинстве случаев составляет почти 90%.
Протестующих возмутило и то, что руководители ГТК "Россия" не учитывают интересы увольняемых работников. Как рассказали участники пикета, в списке предложенных им вакансий есть профессия медсестры, секретаря-машинистки, охранника, сторожа.
"Я квалифицированный штурман, 30 лет отлетал, и сейчас я никому не нужен, -- сетует Михаил Гаврилов. "Отработал безаварийно, без замечаний. А сейчас мне предлагают пенсию или идти сторожем в гараж".
У руководства ГТК есть возражения на эти претензии: часть персонала, обслуживавшего Ту-154, пройдет переподготовку. Из 197 человек летного состава -- 50, из 128 человек наземного персонала -- 53, на переобучение может претендовать около половины из 75 бортпроводников. С остальными, как сообщила служба по связям с общественностью авиакомпании, «будут проведены мероприятия, предусмотренные Трудовым кодексом и коллективным договором».
"Мы не против модернизации и перевооружения авиакомпании, -- говорит Игорь Морозов. -- Но то, что сегодня предлагают сделать, по нашему мнению, иначе как вредительством назвать нельзя. Поэтому мы продолжим свои протестные акции".
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург