Время новостей
     N°174, 23 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2009
Покупательная неспособность
Кризис изменил розничную торговлю в России
Согласно опубликованным в понедельник данным «Росстата», объем розничного товарооборота в августе 2009 года по сравнению с предкризисным августом прошлого года составил 90,2%. За восемь месяцев этого года товарооборот упал на 4,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Опрошенные «Временем новостей» эксперты видят в негативной статистике розничной торговли немало позитивного: снижение товарооборота стало одним из факторов замедления инфляции, потребитель переходит с дорогих импортных товаров на дешевые отечественные, а при сравнении с предыдущим месяцем розница устойчиво растет с марта этого года.

Объем розничной торговли является одним из ключевых индикаторов, чутко реагирующих на состояние экономики и отношение населения к социально-экономической ситуации в стране. Кроме того, он отражает финансовое самочувствие граждан. Уже в октябре 2008 года стали снижаться темпы роста объема розничной торговли: вместо обычных с начала года 15--16% товарооборот тогда вырос только на 13%. В феврале 2009 года замедление роста сменилось падением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. И пока весь год объемы падения только нарастали -- с 1,4% в феврале до 9,8% в августе.

Директор Центра макроэкономических исследований компании БДО «Юникон» Елена Матросова отмечает, что сокращение розничного товарооборота -- плохая новость для всей экономики. «Оборот торговли напрямую связан с потребительским спросом, и если сокращается потребление, то это прямой сигнал для промышленности сокращать производство», -- отмечает эксперт. При этом она обращает внимание, что у нас сокращение розничного товарооборота в значительной степени связано с резким падением импорта. «Потребители все чаще предпочитают товарам из высшего и среднего ценового диапазона, преимущественно импортным, товары подешевле, скорее всего отечественные», -- полагает г-жа Матросова. По ее мнению, это одна из причин, почему у нас в отличие от всего мира сокращение спроса сопровождается ростом цен. «Рост спроса на отечественные товары низшей ценовой категории создает давление на наших производителей, которые не способны справиться с возросшим спросом на их продукцию и реагируют на это ростом цен», -- полагает аналитик.

Версия снижения запросов потребителей подтверждается сразу несколькими другими данными официальной статистики. Так, «Росстат» отмечает рост доли относительно дешевых розничных рынков и ярмарок в общем объеме розничной торговли. В августе прошлого года на них приходилось 13% товарооборота, а в конце этого лета -- 13,8%.

Еще одной негативной тенденцией, фиксируемой «Росстатом», стал рост в структуре розничного оборота удельного веса пищевых продуктов, включая алкогольные напитки и табачные изделия. Если в августе 2008 года на них приходилось 46,1% всех трат населения на покупки, то сейчас -- 48,4%. При этом объемы оборота продовольственной продукции также сокращаются по сравнению с прошлым годом (к августу падение достигло 6,2%). И это не какая-то особенность августа (например, связанная со снижением цен на овощную продукцию), а закономерное явление с февраля 2009 года. Увеличение доли продовольствия в структуре розничного оборота происходит за счет еще более резкого падения объемов торговли непродовольственными товарами (к августу снижение здесь достигло 13,1%).

Исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший отвергает предположение, что фиксируемый сейчас рост цен как-то связан с увеличением доли продовольствия в потребительских расходах граждан. «На протяжении долгого времени цены на продовольствие действительно были фактором, разгоняющим инфляцию. Сейчас цены на продукты питания снижаются и не могут быть причиной общего роста цен, -- уверен г-н Сизов. -- С начала года индекс потребительских цен составляет 108,1%, а продовольственных -- 106,6%».

Статистика «Росстата» позволяет проследить некоторые изменения в потребительском поведении россиян. По сравнению с июлем в августе стали меньше покупать мяса -- на 1,4%, в том числе мяса птицы -- на 3,2% (сравнение производится в сопоставимых ценах). Но это не устоявшаяся тенденция. А вот о том, что больше покупают рыбы, можно говорить более уверенно: рост в последние два месяца на 1,2 и 1,1% соответственно. Стабильно снижаются продажи молока и яиц: с начала года прирост оборота этих продуктов более чем на 10 и 5% сменился падением на 2 и 1%. После бурного роста в июле на 36% продаж сахара в августе наблюдалось снижение на 6,6%. Видимо, не мог не сказаться рекордный рост цен на этот продукт. Увеличился спрос на масла (как растительные, так и животные) и муку. Наверное, народ стал больше печь. А вот на чем население действительно экономит, так это на овощах и фруктах: падение августа к июлю в сопоставимых ценах на 5 и 3%.

Увеличивается спрос на верхнюю одежду и обувь. Это понятно -- готовимся к зиме. Не может не радовать рост потребления книг, газет и журналов. Зато разные версии можно строить по поводу наблюдающегося все лето устойчивого роста товарооборота компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров, холодильников и стиральных машин. С мая растет спрос на мебель, и весь год -- на строительные материалы.

Аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Виктория Гранкина считает это показателем восстановления потребительского спроса. «С начала года был сильный провал по этим товарным группам. Но бытовая техника выходит из строя, и теперь потребители вынуждены делать отложенные покупки», -- считает г-жа Гранкина.

Действительно инфляционным фактором эксперты считают монополизм крупных розничных сетей на рынке. «У них огромные долги. Чтобы поддержать свою работоспособность, на падение товарооборота они могут реагировать только увеличением цен», -- считает Елена Матросова. По мнению главного экономиста инвестиционного банка «Траст» Евгения Надоршина, на инфляцию работают долги не только розничных сетей, но и производителей. «Падение розничного товарооборота означает только одно: дно для этого локального сегмента пока не пройдено, -- уверен аналитик. -- И ожидать его роста в ближайшие месяцы не стоит. Это такая сфера, где моментальный рост невозможен. Сначала мы будем наблюдать замедление темпов падения, а только потом можно ожидать роста».

Но объем розничного товарооборота, считает экономист, только один из факторов, определяющих состояние экономики. «Розница -- это еще не вся экономика и даже не вся торговля. Есть еще, например, оптовый рынок», -- обращает внимание Евгений Надоршин. Соответственно не может быть прямой зависимости между розницей и объемом ВВП или уровнем инфляции.

Кроме роста стоимости обслуживания долга эксперт назвал еще несколько причин, по которым падение розничного товарооборота сопровождается ростом цен. По его мнению, у нас до сих пор может действовать девальвационный эффект. «Предприятия, работающие на импортных компонентах, как правило, имели товарные запасы. При падении спроса, чтобы не затоваривать склады, они могли пойти на снижение цен. По мере снижения запасов производители встали перед необходимостью делать закупки за рубежом уже по новым ценам, закладывая их в конечную цену продукта», -- считает аналитик. Кроме того, что у нас растут цены на сырье, он отметил, такие дополнительные факторы, как действия государства, повышающего, например, импортные пошлины на сыры. Из этого г-н Надоршин делает вывод, что «инфляция у нас снижается, но вряд ли ее показатели дойдут до отрицательных величин».

«Пока не будет улучшена ситуации на рынке труда, пока не начнется рост реальных доходов населения, не стоит ожидать увеличения потребительского спроса, -- полагает Елена Матросова из «Юникона». -- А снижение товарооборота -- важнейший сигнал для сокращения инвестиций». «Не случайно у нас и грузооборот по-прежнему падает (15,1% за январь--август к соответствующему периоду прошлого года и 1,1% к июлю). А это важнейший опережающий индикатор, без перехода которого к положительным значениям не стоит ожидать стабильного роста промышленного производства, и ВВП будет с отрицательным знаком», -- уверена эксперт.

Виктория Гранкина из «Тройки-Диалога» настроена более оптимистично. Она обращает внимание, что по отношению к предыдущему месяцу розница растет с марта этого года. «Мы ожидаем, что в целом за год потребление снизится не сильно. В частности, годовое падение розничного товарооборота составит в пределах 3%, -- прогнозирует аналитик и заключает: -- Внутреннее потребление -- это то, что вытащит экономику в целом».

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис