|
|
N°99, 05 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рецепт роста
Владимир Чуб написал Владимиру Путину про ТагАЗ
Губернатор Ростовской области Владимир Чуб направил президенту Владимиру Путину аналитическую записку о том, как обеспечить в стране промышленный рост без больших государственных затрат. Об этом, по словам губернатора, его просил сам Путин, заинтересовавшись его предложениями, прозвучавшими на недавнем сочинском совещании президента с главами регионов юга России. Если Владимир Путин прислушается к мнению г-на Чуба, то российские автосборочные предприятия уже в ближайшие месяцы могут получить от государства беспрецедентные льготы.
Свои доводы губернатор построил на примере Таганрогского автомобильного завода (ТагАЗ), который три года назад построила на берегу Азовского моря ФПГ «Донинвест», потратив более 320 млн долларов. Сегодня самое современное в России автосборочное производство фактически простаивает: при мощности 120 тыс. автомобилей в год здесь ежегодно собирают немногим более тысячи машин модельного ряда Hyundai и Citroen. Главной причиной простоя ТагАЗа в администрации Ростовской области считают отсутствие реального механизма предоставления федеральных льгот на ввоз импортных комплектующих. Владимир Чуб пишет Путину о том, что льготы заводам, подобным ТагАЗу, нужны на начальной стадии, чтобы предприятие могло выйти на проектную мощность. В частности, если на ТагАЗе начнется настоящее серийное производство автомобилей, измеряемое хотя бы десятками тысяч штук, то отпускная цена таганрогских иномарок снизится с нынешних 10--11 тыс. до 7 тыс. долл., что вполне сопоставимо с сегодняшней ценой ВАЗовской «десятки».
По мысли донских чиновников, Россия сейчас должна озаботиться созданием конкурентоспособного с Западом автопрома, иначе после вступления в ВТО на территории страны будут соперничать уже не отечественные, а иностранные производители. Причем прорыв в российском автомобилестроении, как полагают на Дону, могут совершить именно сборочные заводы, которые благодаря льготам постепенно увеличат долю локализации своего производства до 50--60%. Поэтому Владимир Чуб предлагает полностью освободить от НДС и импортных пошлин на ввоз комплектующих те автосборочные проекты, в которые инвестировано не менее 250 млн долл. и где степень локализации производства выше 20%. Если эти льготы действительно будут предоставлены, то Владимир Чуб только за счет ТагАЗа прогнозирует в отрасли рост объема производства примерно на 10%. После выхода предприятия на проектную мощность, как говорят в администрации Ростовской области, от льгот можно будет отказаться.
В свое время ТагАЗу уже неоднократно предоставлялись льготы, но затем они отзывались из-за того, что завод не выполнял взятые на себя обязательства по объему выпуска. Правда, при этом стоит вспомнить, что ТагАЗ начал работать через три недели после 17 августа 1998 года, и резко девальвированный рубль на несколько лет сделал таганрогские иномарки в России чересчур дорогими и невостребованными. Теперь рубль укрепляется, и с каждым днем конъюнктура для сбыта продукции ТагАЗа становится все более благоприятной. Не случайно Dresdner Bank именно сейчас рассматривает возможность открыть кредитную линию ТагАЗу на пополнение оборотных средств для закупки комплектующих. Впрочем, ее судьба во многом зависит от того, насколько убедительными покажутся Владимиру Путину предложения донского губернатора.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону