|
|
N°171, 18 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арифметика простоя
Минздравсоцразвития и автозаводы по-разному считают увольняемых
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова вчера призвала не обольщаться по поводу снижения уровня безработицы в России. «С апреля в целом по стране наблюдается тенденция к снижению числа безработных, и в настоящее время этот показатель составляет 6,3 млн человек, а это 8,3% от экономически активного населения страны», -- сообщила она, выступая в Совете Федерации в рамках обсуждения параметров бюджета-2010. «Сейчас мы предметно занимаемся Самарой и при необходимости будем принимать меры по трудоустройству и занятости высвобождаемых с «АвтоВАЗа» рабочих», -- сказала вчера министр журналистам.
Вместе с тем, по ее словам, пока нет официальных данных от руководства завода по поводу массового увольнения рабочих, есть лишь информация о том, что планируется сократить около 5 тыс. сотрудников. «Вся эта информация идет из СМИ. У нас есть и другая информация от руководства «АвтоВАЗа», что до февраля следующего года в простое находятся 89 тыс. сотрудников предприятия», -- добавила г-жа Голикова.
Вчера также стало известно, что значительно сократить штат планирует и Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Как сообщил Интерфакс со ссылкой на официального представителя министерства, автозавод проинформировал ведомство о намерении уволить до конца года 14 тыс. человек, из которых почти 5,5 тыс. уже сокращены.
Представители обоих заводов, впрочем, вчера опровергли данные Минздравсоцразвития. «На «АвтоВАЗе» не стоят 89 тыс. сотрудников в простое. Тем более до февраля. Мы не знаем, откуда взяты эти данные», -- заявил вчера глава пресс-центра предприятия Александр Шмыгов. Он пояснил, что простаивал завод только в августе, а «с 1 сентября введен режим неполной рабочей недели». «14 декабря этот режим будет отменен. Дальнейший график работы будет определен дополнительно», -- подчеркнул г-н Шмыгов.
Заместитель председателя правления группы ГАЗ Елена Матвеева сообщила «Времени новостей», что «не подтверждает» информацию о сокращении 14 тыс. человек.
Елена Матвеева отметила, что ГАЗ совместно с Минздравсоцразвития и администрацией Нижегородской области запустили долгосрочную программу обучения людей, высвобождаемых с производства, рассчитанную на 6--18 месяцев. Программу переподготовки разрабатывает и «АвтоВАЗ». По словам г-жи Голиковой, высвобождающийся персонал волжского предприятия будет переобучаться либо привлекаться к общественным работам. «Все будет зависеть от желания людей. Тем людям, которые высвобождаются и скоро достигнут пенсионного возраста, будет оформлена пенсия», -- заверила министр.
По ее словам, средств, выделенных Самарской области из федерального бюджета на региональную программу на рынке труда, достаточно, чтобы поддержать сокращаемых сотрудников «АвтоВАЗа». Так, сообщила г-жа Голикова, для них будет организовано 20 тыс. рабочих мест. «Если высвободится больше людей, у нас есть средства, чтобы поддержать их», -- добавила министр.
Поступившую информацию о планируемом сокращении 36 тыс. работников «АвтоВАЗа» г-жа Голикова не подтвердила, отметив, что такие оценки устно давало руководство компании. Сейчас на крупнейшем градообразующем предприятии Самарской области трудятся около 102 тыс. человек, из них 12--14 тыс. достигли пенсионного возраста.
Похоже, власти и руководство автозаводов по-разному видят развитие ситуации. «Такие разночтения приводят к хаосу и социальной нестабильности, -- говорит один из экспертов отрасли, пожелавший остаться неназванным. -- Все выглядит так, как будто кто-то специально вбрасывает в СМИ подобную информацию».
Как известно, у автомобильных заводов сейчас нелегкое время. Падение спроса на машины влечет за собой снижение производства, а также сокращение персонала. Как сообщалось, глава «АвтоВАЗа» 14 сентября подписал приказ об увольнении к 14 декабря 5 тыс. сотрудников компании, судьба еще 31 тыс. человек определится до конца года. Завод уже неоднократно останавливал конвейер, последний раз с 3 по 31 августа в связи с затовариванием своих и дилерских складов. Сотрудникам предприятия в это время выплачивалось две трети заработной платы. Похожая ситуация и на ГАЗе. Общая задолженность группы ГАЗ составляет примерно 44 млрд руб. Ранее 17 банков согласовали программу реструктуризации на пять лет с отсрочкой выплаты основного долга на два года, а по процентам -- на полгода. На прошлой неделе стало известно, что Альфа-банк, единственный из 18 банков, пока окончательно не одобривший условия реструктуризации долгов группы, в ближайшие дни может присоединиться к синдикату банков.
Как известно, правительство уже предоставило «АвтоВАЗу» беспроцентную ссуду на 25 млрд руб., а ГАЗу -- госгарантии на 20 млрд руб. Впрочем, источник, близкий к «АвтоВАЗу», рассказывал «Времени новостей», что автогигант может обратиться за дополнительной финансовой помощью. Представители ГАЗа, наоборот, всегда говорили, что не рассчитывают на финансовую господдержку.
Ирина ЦЫРУЛЕВА