Время новостей
     N°170, 17 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2009
В сторону классики
Вчера в Москве открылись юбилейные гастроли БДТ
Большой драматический театр в этом году отмечает 90-летие, в родном Санкт-Петербурге юбилей праздновали весной премьерами, конференциями и гастролями театров-друзей, а теперь праздничный поезд БДТ отправился в Москву -- нам привозят пять последних премьерных спектаклей, выпущенных театром за последние пять лет (столько лет прошло с последних московских гастролей БДТ).

Начались гастроли «Дядюшкиным сном» Достоевского в постановке нынешнего руководителя театра Темура Чхеидзе, этот спектакль был в столице совсем недавно на последней «Золотой маске», на которую он был выдвинут сразу в нескольких номинациях. Спектакль этот довольно неровный, с избыточно мелодраматическим финалом, но стоит того, чтобы на него сходить, в первую очередь, чтобы увидеть, как Олег Басилашвили играет кукольного Князя, маразматика с крашеными щеками и водянистыми глазками, в первый момент, когда он выходит на сцену, его даже узнать невозможно. За эту роль Басилашвили и получил «Золотую маску». Ну и, конечно, стоит посмотреть, как играет Москалеву Алиса Фрейндлих, -- уездный «Наполеон в юбке» у нее вышел ролью неожиданно тихой.

Во время московских гастролей, 26 сентября, будут отмечать и еще один юбилей -- 75-летие Олега Басилашвили, в эти дни он сыграет свой бенефисный спектакль -- «Копенгаген» Макса Фрейна, пьесу о гипотетической встрече в 1941 году двух физиков Гейзенберга и Нильса Бора, исторический эпизод в истории атомного оружия. Басилашвили играет Бора, в Москве, в мхатовской постановке той же пьесы Бора играет Олег Табаков. Впрочем, на пресс-конференции, которая проходила перед началом гастролей, Басилашвили признался, что предпочел бы в свой день рождения эту пьесу не играть, но руководитель театра решил иначе.

Еще два спектакля, которые Москва уже видела, -- это «Мария Стюарт», тоже в постановке Чхеидзе, спектакль несколько тяжеловесный, но основательный, с целым рядом отличных ролей, и «Квартет» в постановке Николая Пинигина -- чисто коммерческая пьеса, которых немало появилось в последние годы в репертуаре БДТ. Эта комически-мелодраматическая история Рональда Харвуда из жизни оперных певцов в доме престарелых, достаточно поколесила по России, и если что и привлечет к ней зрителей, то звездный букет артистов. Кроме уже названных Басилашвили и Фрейндлих, в нем играет Зинаида Шарко, а вместо Кирилла Лаврова, к юбилею которого этот спектакль пять лет назад был поставлен, теперь выходит Валерий Ивченко.

Два спектакля, которых в Москве еще не видели, -- толстовская премьера 2006-го года, «Власть тьмы» в постановке Темура Чхеидзе, где, как говорят, Акима впечатляюще играет Валерий Ивченко. И самая последняя премьера театра -- шиллеровский «Дон Карлос», к которому худрук театра испытывает давнюю склонность. Здесь тоже хороших артистов будет много, короля сыграет тот же Ивченко, а на роль Дона Карлоса специально приглашен молодой брутальный Игорь Ботвин, артист, которого Москва не раз видела в заглавной роли из лихого «Эдипа-царя», где он играл в дуэте с Ксенией Раппопорт.

На пресс-конференции Темур Чхеидзе говорил о сохранении традиций, объяснял, что это не консерватизм и что театр, которым он руководит, не пахнет нафталином. Тема эта всплыла не случайно -- о консерватизме и некоторой архаичности спектаклей БДТ нередко говорят преданные театралы, сокрушающиеся, что после звездных товстоноговских лет любимый театр, где по-прежнему работает множество легендарных артистов, уступил первенство сначала МДТ, а теперь и Александринке. Впрочем, в последние годы этот безусловный консерватизм стал выглядеть благороднее и классичнее, чем прежде, когда в репертуаре театра возникало уж очень много развлекательных однодневок. В любом случае что-то меняется, Чхеидзе рассказывал, что сейчас приглашает на постановки молодых режиссеров, ищет современные пьесы, а ближайшие премьеры готовит в расчете на малую сцену -- на большой грядет реконструкция, и она на пару лет будет закрыта. Пожалуй, это еще одно основание не пропускать гастроли БДТ -- очень скоро его «большие» спектакли на родной сцене в Петербурге увидеть будет невозможно.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр