|
|
N°169, 16 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Найти других ничего не стоит»
Немецкие автоконцерны грозят отказаться от кооперации с Magna
Глава Сбербанка Герман Греф обживается в роли международного автомобильного магната: вчерашний день он встретил во Франкфурте, где открылось международное автошоу. Г-н Греф принял участие в презентации двух новинок немецкого концерна Opel, в тендере на покупку контрольного пакета которого на днях победил альянс Magna--Сбербанк. Впрочем, сам глава Сбербанка, как и его партнер по консорциуму, сопредседатель правления Magna Зигфрид Вольф, презентацию новых моделей посмотрел в качестве зрителя, лишь потом поближе изучив «свои» новые автомобили.
На франкфуртском салоне представлены новая модель Opel Astra и электромобиль Ampera. Именно новую Astra эксперты считают судьбоносной разработкой для исхода драматической сделки по продаже американским автогигантом General Motors своей европейской «дочки».
«Если Astra не оправдает надежд, то все финансовые вливания в Opel окажутся напрасными», -- так оценивает значение презентации новой модели Кристоф Штюрмерн, автомобильный аналитик IHS Global Insight. С таким мнением трудно спорить -- каждый третий автомобиль, продаваемый Opel, является Opel Astra. Показательно, что именно эта модель, как считают эксперты, самым наглядным образом демонстрирует трудности, с которыми все больше приходится сталкиваться Magna на ее традиционном рынке комплектующих узлов и деталей. Ведь Opel Astra конкурирует в самом узком сегменте авторынка -- сегменте компактных автомобилей -- с моделями Ford Focus и VW Golf. Последние -- традиционные клиенты Magna. И у них зреет недовольство, а то и прямое сопротивление в связи с перспективой Magna стать совладельцем Opel. «Мы будем серьезно реагировать, если увидим, что возникает конфликт между Magna-поставщиком и Magna-автопроизводителем», -- заявил вчера газете Frankfurter Allgemeine Zeitung член правления BMW Франк Петер Арндт. Босс Volkswagen Мартин Винтеркорн тоже сделал предупредительный «выстрел»: «Мы наблюдаем за происходящим с неприязнью».
Но еще более резко в адрес «нового Opel» высказался глава наблюдательного совета Volkswagen Фердинанд Пьех. «Мы как концерн не потерпим партнеров, которые из наших поставщиков становились бы нашими конкурентами. -- сказал он. -- Это в той же мере касается и других автопроизводителей». При этом патриарх германского автомобилестроения откровенно намекнул, что VW может прекратить деловые отношения с Magna и договориться с другими поставщиками. «Других найти нам ничего не стоит», -- заявил Пьех.
Подобные выпады в адрес нынешней модели сделки по продаже контрольного пакета Opel становятся все острее. Эксперт автомобильной отрасли Хельмут Беккер, возглавляющий Институт экономического анализа в Мюнхене, отмечает в связи с этим, что подобное выражение неприязни к происходящему со стороны отрасли является лишь началом и подобное давление на Magna--Сбербанк будет возрастать. Он допускает даже, что сделка в конце концов лопнет из-за сопротивления со стороны традиционных клиентов Magna. «Magna недооценила реакцию отрасли. Думаю, что некоторые клиенты Magna достаточно твердо дали понять, что откажутся от нее, если она станет владеть активами Opel на нынешних условиях», -- считает г-н Беккер. Эксперт подчеркивает, что Magna волей-неволей придется реагировать на подобные демарши своих клиентов: «Не думаю, что Magna в конце концов приобретет Opel, ведь наиболее важным для Magna является ее ключевой бизнес в качестве поставщика комплектующих узлов и деталей». А для того чтобы элегантно отказаться от идеи покупки Opel, австро-канадской компании достаточно на переговорах с General Motors предъявить невыполнимые требования либо в качестве предлога сослаться на препоны по стороны Европейской комиссии. «Посмотрите, после выборов в германский бундестаг (27 сентября. -- Ред.) эта колода карт будет снова перетасована», -- прогнозирует г-н Беккер.
Opel намерен бороться за свой завод в Антверпене
Производственный совет немецкого автоконцерна Opel против предполагаемого закрытия завода в бельгийском Антверпене, сообщил глава совета Клаус Франц. Примерно через неделю представители профсоюзов и производственных советов соберутся на встречу, чтобы обсудить дальнейшие действия. Г-н Франц не уточнил, какие именно меры могут быть приняты. Накануне сопредседатель правления Magna Зигфрид Вольф подтвердил намерение закрыть завод в Антверпене. Это предусмотрено соглашением о покупке консорциумом Magna--Сбербанк контрольного пакета акций Opel у американской корпорации GM. На заводе в Антверпене работает около 2,6 тыс. человек. Это решение неизбежно отразится и на нескольких тысячах сотрудников подрядных организаций, которые связаны с бельгийским автозаводом. Бельгийские власти прилагают все усилия к тому, чтобы сохранить завод. Глава бельгийского региона Фландрии, где находится завод Opel, министр-президент Крис Петерс заявил в воскресенье, что власти региона готовы выделить до 500 млн евро на спасение предприятия.
Юрий ШПАКОВ, Берлин