|
|
N°98, 04 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Врачебная ошибка
Думе не нравится ставка НДС на лекарства
Добиваться от правительства снижения ставки НДС на лекарства, а то и вовсе отмены этого налога намерены члены комитета Госдумы по охране здоровья и спорту. Вчера на парламентских слушаниях законодатели снова обсуждали ситуацию на фармацевтическом рынке и пока приняли «мягкое» решение. Они требуют от кабинета министров отчет по лекарственному обеспечению населения за последние полгода, а также более жестких мер, направленных на предотвращение дальнейшего роста цен. Однако в своем выступлении председатель комитета Николай Герасименко заявил: в нижней палате вопреки воле правительства может появиться законопроект об отмене 10-процентного НДС.
Депутаты не стеснялись в оценках решений правительства и срывали на приглашенных представителях Минфина, Минздрава, Минпромнауки и Минэкономразвития обиду за «компромиссный вариант», навязанный Госдуме в конце прошлого года. Напомним, что правительство планировало установить единый НДС на все виды товаров, но после протестов согласилось снизить ставку налога на лекарства до 10%. Сегодня в Думе полагают, что и это было ошибкой, поскольку рост цен вместо расчетных 4--6% составил не менее 10--15%. В ряде регионов уже возникла проблема с закупками лекарств для льготников. «Мы наблюдаем очередное ущемление регионов: ведь доходы от НДС идут в федеральный бюджет, а закупки подорожавших медикаментов осуществляются на средства местных бюджетов», -- говорит член комитета ГД по охране здоровья и спорту, академик РАМН Сергей Колесников. При этом депутат считает, что и запланированных доходов налоговики не получат, поскольку повсеместно наблюдается падение спроса на дорогостоящие препараты. И действительно, по оценкам руководителя департамента Минпромнауки Михаила Григорьева, только применительно к отечественным лекарствам после введения НДС фискальные органы обогатили федеральный бюджет на 380 млн рублей, в то время как региональным властям пришлось «доплатить» 425 миллионов.
Вообще же представители всех четырех министерств, которые, к слову, приводили совершенно разные данные о темпах роста цен, пытались доказать, что ситуация на фармрынке не столь критична. Например, по словам замруководителя департамента сферы услуг Минэкономразвития Василия Донина, уже в феврале цены на потребительские товары увеличивались быстрее «аптечных», а предпринимаемые правительством меры скоро «позволят снизить негативные последствия». А начальник Управления организации фармацевтической деятельности Минздрава Наталья Подгорбунских считает, что рентабельность на фармрынке значительно выше, чем в других сферах, а потому «в среднесрочной перспективе пагубных последствий введение НДС вызвать не должно». Представители же Минфина довольно откровенно намекали, что депутаты занимаются лоббированием интересов производителей и оптово-закупочных компаний.
Участники фармрынка, естественно, отвергают все обвинения как в давлении на депутатов, так и в спекуляции. Например, руководитель одной из самых крупных в России дистрибьюторских компаний «СИА Интернейшнл» Игорь Рудинский утверждает: оптовики национального масштаба не приложили руку к тому, чтобы реальные цены оказались выше расчетных. «Просто расчеты, которые были сделаны в Минфине, изначально неверны, -- говорит г-н Рудинский. -- В министерстве предполагали, что издержки оптовых компаний на фармрынке составляют 5%. Мы и сами сегодня из-за жесткой конкуренции заинтересованы в снижении издержек. Но в реальной жизни у национального дистрибьютора, который имеет региональные склады, они не могут быть меньше 17--19% от стоимости производителя лекарства». По словам г-на Рудинского, компании, заинтересованные в сохранении ниш на рынке, уже задействовали все резервы и работают при норме рентабельности в 3,75--4%.
Кстати, подавляющее большинство участников фармрынка инициативу депутатов по отмене НДС оценивает скептически -- хотя бы потому, что поступления от налога уже заложены в бюджет. Производители, оптовики и владельцы аптечных сетей надеются на то, что правительство хотя бы не будет принимать новых решений, которые могут привести к дальнейшему росту цен на лекарства.
Олег ВОЛКОВ