|
|
N°97, 03 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетный посыл
Президент велел правительству мыслить перспективно
Владимир Путин сформировал свой взгляд на государственный бюджет, изложив его в очередном бюджетном послании Федеральному Собранию. Президентский документ выпущен в первый день лета, почти за две недели до первого рассмотрения проекта бюджета на 2003 год на заседании правительства и почти за три месяца до внесения его в Госдуму.
Однако в нынешнем бюджетном послании речь идет не о финансовом плане на 2003 год как таковом (никаких конкретных параметров в тексте не содержится), а скорее о роли и значении такого инструмента, как бюджет, в экономической политике государства. Этим бюджетное путинское послание 2003 года похоже на его налоговое послание 2000 года (последнее, правда, было намного лаконичнее), в котором определялись основные направления, сроки и принципы проведения налоговой реформы.
Бюджетной реформы президент проводить не предлагает, а, напротив, достаточно позитивно оценивает достижения в области бюджетной политики 2000--2002 годов. Бюджеты последних двух лет сведены с профицитом, а в бюджете текущего года он запланирован. За счет разумной бюджетной политики и формирования финансового резерва наша страна исправно платит по долгам и «долговая проблема смягчена». Налоговая система в целом упорядочена, усилена адресность социальной поддержки, бюджеты всех уровней исполняются в основном через учреждения казначейства и т.д., и т.п.
При этом глава государства фактически предлагает изменить взгляд на бюджет как на смету доходов и расходов, превратив его в один из инструментов решения главной задачи -- ускорения экономического роста. В бюджетном послании повторяется то же задание, которое было дано президентом в «большом» послании Федеральному Собранию полтора месяца назад. Только здесь оно сформулировано не общо -- «побольше амбициозности», -- а предельно конкретно в соответствии с тематикой документа: «Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности». Отсюда главный упрек в адрес бюджетной политики: «краткосрочность планирования и его несоответствие задачам среднесрочной экономической политики».
Владимир Путин предлагает исправить этот недостаток, перейдя на практике (теоретически об этом говорилось не раз) к утверждению правительством структуры бюджетных расходов на три года вперед. То есть одновременно с одобрением проекта бюджета на 2003 год правительство должно бы определить, на что оно предполагает тратить деньги государства в 2004-м и в 2005 году. Некоторые условия, делающие подобное планирование реальным, уже созданы. Например, сформирована новая налоговая система (в 2003 году, напоминает президент, работа над Налоговым кодексом должна быть в целом завершена). Создан финансовый резерв (механизмы его образования и использования глава государства рекомендует утвердить законодательно в Бюджетном кодексе). Но чтобы осмысленно планировать расходы государства в среднесрочной перспективе, необходимо принять еще немало важных решений.
В первую очередь -- законодательно отменить раз и навсегда нефинансируемые «федеральные мандаты» (речь идет о содержащихся в десятках законов финансовых обязательствах государства, которые из года в год не выполняются из-за отсутствия ресурсов). И впредь принимать решения об обременении бюджетов любого уровня обязательствами только при наличии конкретных источников финансирования. Чтобы представлять, сколько денег казна может тратить на расходы, не связанные с обслуживанием и погашением долгов, должна быть создана единая система управления государственным долгом.
Сами непроцентные расходы должны быть оптимизированы. Прежде всего путем дальнейшего сокращения ведомственных бюджетных льгот и развития системы адресной социальной поддержки населения. Кроме того, г-н Путин предлагает проводить мониторинг «социально-экономической результативности бюджетных расходов» как в отношении бюджетов разных уровней, так и конкретных получателей. Поскольку существенное влияние на уровень расходов, в том числе и финансируемых из бюджета, оказывают тарифы на услуги естественных монополий, решения об их повышении должны приниматься до внесения бюджета в парламент.
Для определения размера будущих расходов нужно представлять уровень доходов. Поэтому президент считает, что все налоговые новации следует утверждать не позже первого квартала года, предшествующего вступлению этих изменений в силу. Кроме того, для мобилизации бюджетных доходов следует навести порядок в использовании госсобственности, создав, в частности, реестр государственной недвижимости.
Навести порядок в государственных финансах не удастся без совершенствования межбюджетных отношений. Президент предлагает закрепить на длительный срок распределение налоговых доходов, а также обязательств между бюджетами разных уровней. Региональные и муниципальные бюджеты также должны сокращать свои расходы и повышать доходы, отменяя льготы и отказываясь от непосильных финансовых обязательств. Для лучшего контроля за финансовой ситуацией на местах президент предлагает усилить ответственность региональных и муниципальных властей за исполнение бюджета.
Учитывая, что помимо заданий на перспективу Владимир Путин поставил перед правительством и парламентариями вполне конкретные задачи на ближайшее время (например, принятие в этом году законов, «регулирующих порядок применения специальных режимов налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также в отношении субъектов малого предпринимательства»), исполнить его наказы будет нелегко. Но первая реакция правительства на бюджетное послание весьма бодра. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заметил, что предложенный президентом подход перспективного бюджетного планирования позволит сохранить стабильные условия для развития бизнеса и добиться экономического роста. Впрочем, любые экономические призывы президента вызывают у членов кабинета дежурную пионерскую реакцию: «Всегда готовы!»
Светлана ЛОЛАЕВА