«Газпром» не собирается довольствоваться полученными вне конкурса лицензиями на шельфе Охотского моря. Как рассказал вчера на пресс-конференции зампред правления концерна Валерий Голубев
(на снимке), «сейчас готовится к подаче заявка на «Сахалин-4». Зачем монополисту, который не обладает уникальными технологиями освоения шельфа, нужен проект, показавшийся бесперспективным «Роснефти» и ВР, г-н Голубев не рассказал. В пресс-службе «Газпрома» также отказались от комментариев.
В последнее время подготовка к подаче заявки на получение лицензии вне конкурса у монополии, как правило, сопровождается обращением председателя правления Алексея Миллера к главе правительства Владимиру Путину в письменной или устной форме. Так было и в случае с перспективными блоками проекта «Сахалин-3» (Киринским, Восточно-Одоптинским и Аяшским), и с шельфовыми участками Западной Камчатки (права на них и вовсе были у «Роснефти», но после письма из «Газпрома» «Роснедра» не стали их продлевать), и с месторождениями в Якутии
(см. «Время новостей» от 24 августа).
Изначально под проектом «Сахалин-4» подразумевалось два участка -- Астрахановская морская структура и Западно-Шмидтовский блок. В пакете конкурсной документации в середине 90-х указывалось, что предполагаемые извлекаемые ресурсы нефти и конденсата оцениваются в 123 млн тонн, природного газа -- в 540 млрд кубометров.
Несколько лет спустя после провала конкурса лицензия на разведку Астрахановской оказалась у «Сахалинморнефтегаза», который контролировался «Роснефтью». Госкомпания активно искала западных партнеров, способных профинансировать и осуществить геологоразведочные работы на шельфе Охотского моря. В этой роли выступила американская ARCO, которая даже обеспечила бурение одной скважины, после чего заявила о своем выходе из проекта.
А через некоторое время британская ВР поглотила ARCO и начала с «Роснефтью» переговоры о создании альянса по разведке сахалинских ресурсов. В 2001 году было подписано соглашение о намерениях по освоению месторождений, входящих в «Сахалин-4». «Роснефть» должна была обеспечить совместное предприятие лицензиями, а ВР финансами и технологиями бурения на шельфе. В 2005 году сообщалось, что госкомпания подала в Минприроды заявку на получение лицензий на Астрахановскую морскую структуру и Западно-Шмидтовский блок. Но Минприроды удовлетворила ходатайство только по второму участку, для разведки которого «Роснефть» и ВР создали СП «Запад-Шмидт Нефтегаз» (51 на 49). В «Роснефти» и Минприроды ситуацию не комментируют, но, по-видимому, Астрахановский блок остался в нераспределенном фонде недр.
На Западно-Шмидтовском участке ВР пробурила две разведочные скважины стоимостью около 100 млн долл., но они оказались сухими, после чего партнеры приняли совместное решение не просить о продлении лицензии, которая истекла в конце прошлого года.
В ходе недавней встречи Владимира Путина с руководством англо-голландской нефтегазовой корпорации Royal Dutch Shell шла речь о возможном сотрудничестве в проектах «Сахалин-3» и «Сахалин-4». Shell, уступив «Газпрому» контроль в Sakhalin Energy («Сахалин-2»), подписала с российским концерном соглашение о развитии партнерства и, как говорил Алексей Миллер, теперь имеет приоритет в последующих стадиях освоения шельфа острова. Получить комментарии в московском представительстве Shell вчера не удалось, но скорее всего компанию в первую очередь интересует гораздо более перспективный «Сахалин-3», а не «Сахалин-4». Также нельзя исключать, что ей придется потратиться на геологоразведку, если российская сторона решит предлагать эти проекты потенциальным партнерам единым пакетом.