Валерий Окулов: В экологической обертке кроются прагматические коммерческие интересы
Власти Европейского союза в этом месяце сделали первые практические шаги по внедрению в сферу гражданской авиации системы аукционной торговли квотами на выброс парниковых газов. Со стороны российских профильных ведомств действия ЕС не встретили понимания и одобрения. Причины этого обозревателю «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ объяснил заместитель министра транспорта РФ Валерий ОКУЛОВ.-- Валерий Михайлович, сформулируйте, пожалуйста, суть позиции России по отношению к намерению ЕС распространить на гражданскую авиацию действие механизмов европейской системы торговли квотами на выбросы -- EU ETS?-- Официальная позиция России по этому поводу заявлена на 36-й ассамблее Международной организации гражданской авиации (ICAO) в сентябре 2007 года. Наша точка зрения на эту проблему не является особо оригинальной. Мы поддерживаем соответствующую резолюцию ICAO. Такой же позиции придерживается подавляющее большинство национальных авиационных администраций, представленных в ICAO.
Сводится эта позиция к тому, что необходимо выработать глобальную, единую для всех стран и авиаперевозчиков, систему ограничения выброса в атмосферу парниковых газов и мотивировать авиакомпании к сокращению этих выбросов. Это, несомненно, очень важная задача, несмотря на то, что гражданская авиация генерирует всего 2% от общего объема парниковых газов, которые производит человечество.
Такой же точки зрения придерживается отраслевая организация эксплуатантов -- Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Отличается от общего мнения только позиция Комиссии ЕС, которая хочет в своем воздушном пространстве, своими силами строить собственную, отдельную систему для сокращения выбросов углекислого газа.
В оправдание такого подхода приводятся экологические аргументы, ссылки на необходимость защиты окружающей среды и озабоченность населения стран -- членов ЕС природоохранительными темами. Но это создает очень опасную предпосылку для формирования «сепаратных» механизмов регулирования в разных частях мира и, что еще более опасно, разных правил торговли квотами на выбросы.
Сама физическая природа процессов, происходящих в атмосфере, делает «сепаратный» подход к контролю выбросов парниковых газов несостоятельным. Физические процессы в атмосфере земли устроены так, что воздушные массы в ней перемещаются с запада на восток. То есть та двуокись углерода, которую самолеты оставляют в небе Европы, через несколько часов или дней неизбежно появится здесь, у нас в России. Со всеми своими неприятными спутниками в виде кислотных дождей, например, которые наносят ущерб нашей ранимой северной природе. Поэтому, говоря о проблеме авиационных выбросов в Западной Европе, было бы логично учитывать экологические интересы других стран, которые от этих выбросов страдают.
-- А почему бы просто не скопировать в других регионах мира разработанную ЕС систему, так сказать, растиражировать ее в глобальном масштабе?-- Действительно, ЕС предлагает сделать его систему EU ETS эталоном для будущей глобальной системы. Однако, во-первых, применительно к авиации европейская система еще не проработана во многих важных деталях. Во-вторых, уже сейчас видно, что она «заточена» под экономические интересы ЕС.
Немаловажный вопрос: кто будет получателем денег, вырученных от продажи квот на выбросы и кто -- плательщиком? Согласно директиве 2008/101/ЕС, на основании которой и создается сейчас вся система квотирования выбросов для авиации, получателями будут государства -- члены ЕС.
-- На какие цели они смогут использовать выручку от аукционов по квотам?-- В общем, декларируется цель направить эти средства на защиту экологии. Однако, если прочесть директиву внимательнее, оказывается, что рядом с вполне альтруистическими направлениями финансирования («действий против вырубки лесов в развивающихся странах», скажем) там предусмотрено и решение задач в интересах ЕС. Например, исследования по снижению выбросов воздушными судами. Это значит -- финансирование «Роллс-Ройса» и «Снекмы». Весьма вероятно, что результаты таких исследований повысят конкурентоспособность европейских двигателестроительных компаний по сравнению с коллегами из других частей света. «Покрытие затрат на управление схемой торговли квотами», то есть оплата евробюрократии, также предусмотрено из выручки аукционов. А главное, директива позволяет государствам -- членам ЕС самостоятельно определять назначение использования этих доходов. То есть при необходимости эти деньги могут пойти не только на экологию.
А кто будет оплачивать это финансирование? В конечном счете -- пассажиры, в том числе и российские. Горят ли они желанием оплачивать еврочиновников, которые будут «управлять схемой торговли квотами»?
-- Есть ли у вас какие-то цифры, говорящие, на сколько именно подорожают авиабилеты из России в Европу в связи с началом торговли квотами?-- Таких цифр не может быть у меня, поскольку их пока нет и у Комиссии ЕС. Объявлено лишь, что комиссия издаст подробные положения по продаже с аукционных торгов государствами -- членами ЕС квот, не предназначенных к раздаче бесплатно. Начальная стоимость квот и система их продажи должны быть определены Еврокомиссией в ближайшее время. Дата этого «ближайшего времени» не называется.
По большому счету даже неизвестно, какая часть квот будет продаваться с аукционов. На 2012 год, когда торги стартуют, определено, что на аукционы будет выставлена 15-процентная доля квот, а остальные 85% распределят между авиакомпаниями бесплатно. Однако уже с 2013 года Еврокомиссия оставила за собой право увеличить «платную» долю квот.
Таким образом, в экологической обертке кроются вполне прагматические коммерческие интересы.
-- Глобальная система, которую продвигают Россия и другие неевропейские члены ICAO, включает ли она в себя торговлю квотами на выбросы?-- Безусловно. С тем чтобы мотивировать эксплуатантов на сокращение выбросов парниковых газов, должны быть введены финансовые инструменты. И Киотский протокол предусматривает торговлю квотами, как известно. В рамках Киотского протокола, в рамках уже наработанных на его основе методик, можно вести эту работу. Чем выброс парниковых газов теплоэлектростанцией отличается от выброса самолета? Ничем, кроме того, что выброс самолета меньше.
-- Какие меры намеревается предпринять Россия, чтобы было услышано и принято во внимание ее мнение по поводу европейской системы торговли квотами на выбросы?-- Этот вопрос будет подниматься на наших переговорах по воздушному сообщению в формате Россия--ЕС. Мы активно работаем и с ICAO, и с IATA по подготовке глобальной системы, которая была бы приемлема для всех (или подавляющего большинства) авиационных администраций. Кроме того, я считаю, России следует разрабатывать свою систему торговли квотами на выбросы, на тот случай, если ЕС все-таки введет свою систему в невыгодном для нас варианте.
-- Возможно ли увязывание этого вопроса с другими международными вопросами в области воздушного сообщения, например с «транссибирскими роялти» или использованием определенных аэродромов?-- Это было бы неправильно. Это совершенно разные темы. Конструкцию отношений надо не усложнять взаимными увязками, а, наоборот, упрощать.
И еще надо показывать губительность и бесперспективность «сепаратных» действий ЕС по торговле квотами.
-- У России уже был опыт конфликта с ЕС в области авиатранспорта на почве экологии. Я имею в виду введение ЕС в 2002 году норм по шуму на местности и выбросам, которым не соответствовал целый ряд широко распространенных российских самолетов: Ил-86, Ту-134, Ил-76. Все эти машины перестали летать в Европу. Какой урок мы извлекли из той ситуации и чем тот опыт может быть нам полезен сейчас?-- Никакого конфликта тогда не было. Его и не могло быть, так как ограничения по шуму и эмиссии были введены в соответствии с резолюцией ICAO, за которую среди других проголосовала и Россия. Новые нормы были введены не только в ЕС, но и во многих других странах. Да, в нашей стране мы их вводить не стали, так как наш флот на 90% не соответствовал тем требованиям. Вопрос о конкретных сроках введения новых норм ICAO оставила на усмотрение каждой конкретной страны. Поэтому мы на это не пошли, а другие государства действовали исходя из своей ситуации. Однако важно, что те решения были приняты не сепаратно, а в строгих международно-правовых рамках. И в этом важнейшее отличие нынешнего вопроса о европейских квотах на выброс от введения экологических ограничений в 2002 году.