|
|
N°157, 31 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свидетели вне очереди
На процессе по делу о подрыве «Невского экспресса» обвинение пошло на уступки
В Новгородском областном суде на минувшей неделе после долгого перерыва возобновились слушания по громкому делу о подрыве в августе 2007 года пассажирского поезда «Невский экспресс». В ходе процесса выступило несколько свидетелей защиты, которые, по мнению адвокатов, подтвердили алиби подсудимых. Впрочем, обвинение еще не завершило представление своих доказательств. Как выяснилось, прокуроры лишь сделали перерыв и продолжат изложение своей версии на следующих заседаниях. Правда, состоятся они не скоро, в октябре.
Пассажирский поезд №166 «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Петербург, был подорван вечером 13 августа 2007 года на территории Новгородской области, неподалеку от станции Малая Вишера. Террористы заложили бомбу на путях неподалеку от моста, рассчитывая, что после взрыва состав рухнет в реку. В результате подрыва поезд сошел с рельсов, но благодаря высокой скорости (около 200 км/ч) буквально пролетел мост, и в итоге обошлось без жертв, хотя около 60 человек получили травмы.
В разное время по этому делу задерживалось около десяти человек, но большинство было отпущено. В итоге на скамье подсудимых оказались лишь двое -- жители Ингушетии Макшарип Хидриев и Саланбек Дзахкиев. Следствие полагает, что они сотрудничали с боевиками и по заданию их лидеров участвовали в подготовке теракта -- привезли к месту подрыва взрывчатку и помогли собрать бомбу. Организатором взрыва и его непосредственным исполнителем следствие считает пособника чеченских террористов Павла Косолапова, которому приписывают совершение ряда терактов в различных регионах России. Косолапов давно находится в международном розыске, и его судьба в настоящее время неизвестна. Помимо обвинения в подготовке теракта Дзахкиеву вменяют еще и разбой, который, по версии следствия, он совершил пять лет назад в Саранске.
Сторона гособвинения, как оказалось, еще не закончила представлять свои доказательства, и тем не менее на минувшей неделе в суде выступали свидетели защиты. Прокуроры пошли на уступки из-за того, что некоторые из ранее вызванных свидетелей уже приехали в Новгород из Ингушетии для участия в процессе. Среди таковых оказались родственники Макшарипа Хидриева, в том числе его родной брат Амирхан. Он сам полтора года назад был арестован по этому делу, но позже обвинения с него сняли.
Как сообщил адвокат Мурат Юнусов, представляющий на процессе интересы Хидриева, показания Амирхана и еще одного родственника его подзащитного «в целом подтвердили алиби подсудимого». По версии защиты, в момент подрыва поезда Макшарип находился в Ингушетии и к теракту никого отношения не имел.
Также, по словам г-на Юнусова, показания дал еще один свидетель защиты -- житель Малой Вишеры, в квартире у которого незадолго до подрыва поезда, по версии следствия, якобы останавливались обвиняемые. В суде мужчина заявил, что никогда не видел ни Дзахкиева, ни Хидриева. Он также сообщил, что проживает один, никому свою квартиру не сдавал и посторонние у него не останавливались.
После этого в процессе вновь был объявлен долгий перерыв. «Из-за того, что один из судей уходит в отпуск, а отпуска у них длинные, следующее заседание пройдет только 5 октября», -- сообщил г-н Юнусов. По его словам, вероятнее всего, тогда вновь продолжат выступать прокуроры.
Саланбек Дзахкиев вместе со своим бывшим адвокатом Магомедом Разаковым также проходит обвиняемым по другому уголовному делу -- о попытке даче взятки бывшему руководителю следственной группы по делу о теракте Николаю Ущаповскому. 4 июля прошлого года г-н Разаков был задержан с поличным при передаче 1 млн руб. посреднику, старшему оперуполномоченному департамента по борьбе с терроризмом МВД Валерию Моргуну, который затем якобы должен был отдать деньги следователю. Обвинение утверждает, что деньги передавались в обмен на прекращение уголовного преследования Дзахкиева и его освобождение из-под стражи.
В свою очередь его нынешний защитник Тамара Амхадова не раз заявляла, что в данном случае имела место не дача взятки, а ее вымогательство -- следователи якобы сами предложили за определенную сумму существенно облегчить Дзахкиеву пребывание в СИЗО, где он подвергался сильному моральному и физическому давлению.
Дело Дзахкиева и Разакова новгородский городской суд начал рассматривать 23 июня, и практически сразу на процессе разразился скандал. Во время допроса г-на Моргуна, выступавшего в роли свидетеля, бывший адвокат несколько раз грубо его оскорбил, после чего коллегия из трех судей, рассматривающая дело, удалила подсудимого из зала суда. Следующее заседание по этому делу пройдет 25 сентября.
Анатолий КАРАВАЕВ