Президент Медведев в пятницу в Сочи провел встречу с муфтиями и главами северокавказских республик по вопросу «духовного» противостояния сепаратистам. Поводом для мероприятия, очевидно, стало очередное обострение ситуации в кавказских республиках -- за последние несколько месяцев там был совершен целый ряд крупных терактов. С учетом того, что основную массу боевиков составляют именно молодые люди, которых бандиты привлекают религиозной пропагандой радикального «истинного ислама», и что большинство терактов совершается под предлогом борьбы за «веру», проблема координации политики духовных и светских властей давно уже является актуальной.
На встрече у президента были озвучены разные мнения и предложения относительно того, как сделать так, чтобы молодежь «не уходила в леса» и не поддавалась на религиозную агитацию экстремистов. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, только недавно оправившийся после
совершенного на него покушения с участием террориста-смертника, констатировал: «Мы не смогли взять молодежь под контроль, а эмиссары радикалов смогли». В связи с этим он предложил ужесточить контроль за теми, кто выезжает за рубеж для учебы в мусульманских центрах, поскольку именно там многие молодые люди набираются экстремистских идей.
Глава Чечни Рамзан Кадыров в свою очередь предложил в официальных выступлениях и СМИ более осторожно выбирать формулировки при именовании боевиков, не называть их «мусульманскими экстремистами». Дмитрий Медведев с этим согласился: «Правильное наименование бандита -- просто бандит. У него нет религиозного содержания, даже если у него где-то в голове крутится, что он правоверный мусульманин. Он не мусульманин, он бандит».
Духовные лидеры российских мусульман со своей стороны предложили помочь со строительством духовных университетов и организацией мусульманского религиозного телеканала, что помогло бы существенно повысить влияние традиционного ислама на неокрепшие умы. "Мы можем сделать так, что никаких конфликтов больше не будет", -- заявил глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев.
Сам президент Медведев предложил разработать комплексную программу по работе с молодежью на Северном Кавказе. Однако когда она появится и что в плане идеологической борьбы с экстремистами будет приниматься в ближайшее время, осталось неясно.
Между тем сами боевики в тот же день, 28 августа, еще раз напомнили, насколько эта тема актуальна, устроив в Чечне два теракта с участием террористов-смертников, само существование которых может считаться свидетельством серьезных политических просчетов власти. Примечательно, что за прошедшую неделю на Северном Кавказе ранее произошло еще три подобных ЧП. В последнем случае, правда, спецслужбам все же удалось не допустить масштабных трагедий. В пятницу оба камикадзе подорвали себя в момент задержания. В результате обошлось без жертв, но шесть человек получили ранения.
Как рассказали в штабе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, оперативники узнали о том, что в чеченском городе Шали находятся два террориста-смертника, еще за несколько дней до провокации. В пятницу их удалось выследить, и они были блокированы на улице. Взрывов, однако, избежать не удалось. Как сообщили в штабе, один из смертников осуществил подрыв в момент задержания. Второго бандита милиционеры ранили, но, несмотря на это, он тоже успел привести в действие взрывное устройство. В результате обоих взрывов ранения получили три сотрудника милиции и три местных жителя. Обстоятельства операции, правда, не сообщались. И осталось даже непонятно, произошли ли взрывы в одном или разных местах.
Личности погибших боевиков, как сообщили в штабе, уже установлены. Ими оказались Адам Устарханов и Сайхан Оспанов. Оба террориста находились в федеральном розыске за участие в незаконных вооруженных формированиях.
Массированное использование сепаратистами смертников за последние дни стало очевидной тенденцией. 21 августа в разных местах Грозного подорвались два смертника, передвигавшиеся на велосипедах, в результате чего погибло пять человек и еще шестеро были ранены. Куда же на самом деле направлялись террористы, неизвестно -- взрывы прогремели, когда местные милиционеры попытались остановить подозрительных велосипедистов и проверить у них документы. Спустя всего три дня, 24 августа, террорист-смертник подорвал себя на автомойке в селении Мескер-Юрт, убив четырех милиционеров. После же последних взрывов в Шали можно лишь гадать, сколько еще у главарей сепаратистов осталось в запасе камикадзе.