Группа ГАЗ Олега Дерипаски, испытывающая, как и многие автопроизводители финансовые трудности, не готова к объединениям. Вчера группа официально сообщила, что не видит перспектив во вхождении своего предприятия -- Ярославского моторного завода («Автодизель») -- в формируемый госкорпорацией «Ростехнологии» новый автомобильный
холдинг «Росавто», создаваемый на базе «АвтоВАЗа» и КамАЗа. «Компания реализует собственную стратегию развития Ярославского моторного завода, которая заключается в оснащении предприятий группы ГАЗ и внешних заказчиков полной линейкой дизельных двигателей, соответствующих ведущим международным стандартам надежности, экономичности и экологической безопасности», -- говорится в сообщении компании. Пока вопрос о включении ярославского завода в новый автомобильный холдинг между группой ГАЗ и «Ростехнологиями» не обсуждался, но зато «Ростехнологии» уже получили одобрение на формирование холдинга от иностранных акционеров российских активов -- Renault (контролирует 25% акций «АвтоВАЗа») и Daimler (владеет 10% акций КамАЗа).
Впрочем, если все-таки в ходе переговоров г-н Дерипаска так и не поменяет своего мнения, на формировании холдинга это вряд ли отразится. Как ранее уже отмечал заместитель гендиректора «Ростехнологий» Игорь Завьялов, «Ростехнологии» создают 100-процентную дочернюю компанию, в которую будут переданы активы, принадлежащие госкорпорации, а именно 25% акций «АвтоВАЗа», 37,8% акций КамАЗа и 30% акций «Автодизеля». «С юридической точки зрения согласование с частными акционерами и иностранными компаниями мы вести не должны. Но, учитывая партнерские отношения и долгие взаимоотношения с частными инвесторами и с иностранными компаниями -- с Daimler в КамАЗе и Renault в «АвтоВАЗе», -- конечно, мы такие предварительные переговоры вели и получили от них одобрение на формирование холдинга под эгидой «Ростехнологий», -- сказал г-н Завьялов.
«АвтоВАЗ» и КамАЗ являются лидерами российского автопрома в сегменте легкового и грузового транспорта соответственно. Но с возникновением финансового кризиса оба предприятия столкнулись с падением спроса на свою продукцию и понесли значительные убытки. Так, чистый убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ по итогам первого полугодия 2009 года составил 14,2 млрд руб. против чистой прибыли в 1,49 млрд руб. годом ранее. Продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта за первое полугодие, по данным Ассоциации европейского бизнеса, сократились на 44%, до 179,9 тыс. машин. КамАЗ за тот же период получил чистый убыток в размере 1,62 млрд руб. против чистой прибыли в 2,63 млрд руб. годом ранее. Выручка от продаж автозавода в январе--июне сократилась в 2,1 раза, до 23,79 млрд рублей.
По мнению группы ГАЗ, «Автодизель» является одним из самых эффективно управляемых предприятий в российском машиностроении. В первом полугодии 2009 года благодаря внедрению антикризисной программы на предприятии удалось сэкономить 1,18 млрд руб. и в три раза снизить точку безубыточности производства. Программа завода также предусматривает сокращение производственных и управленческих расходов, сжатие производства и оптимизацию технологических потоков.