Время новостей
     N°152, 24 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2009
Православие стратегического назначения
Патриарх Кирилл посетил Соловецкий монастырь и атомный подводный крейсер
Четырехдневная поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Русский Север, начавшаяся в минувшую пятницу с посещения Соловков, вполне укладывается в провозглашенный руководством РПЦ курс на «выход церкви из церковной ограды». За эти дни глава крупнейшей российской конфессии посетил не только святыни русского православия -- храмы и скиты Соловецкого архипелага, но и центр атомного судостроения -- завод «Севмаш» в Северодвинске. Так же, как и во время недавнего пастырского визита на Украину, пребывание патриарха в Архангельской области сопровождалось встречами с первыми лицами региона и представителями федеральной власти. Достаточно сказать, что предстоятеля РПЦ, прибывшего в субботу вечером в Архангельск, встречали вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров и губернатор области Илья Михальчук (который за день до этого успел поприветствовать патриарха в аэропорту поселка Соловецкий).

Визит патриарха на Соловки начался с посещения ставропигиального (находящегося в непосредственном подчинении главы церкви) монастыря, где находятся мощи преподобных Савватия, Германа и Зосимы, основавших Соловецкую обитель около 600 лет назад. Приезд главы церкви пришелся на дни поминовения основателей монастыря и всех соловецких святых, в том числе новомучеников ХХ века. «Эти святые стены помнят глубину и силу молитвы и духовного опыта и бездну человеческого беззакония и страданий. Здесь духовный подвиг сплетается с подвигом мученичества и исповедничества», -- заявил в своем обращении патриарх.

Во время посещения Свято-Вознесенского скита на горе Секирной предстоятель церкви ознакомился с музейной экспозицией, посвященной лагерному периоду истории архипелага. Как позже рассказал журналистам патриарх, среди документов он обнаружил копию свидетельства о том, что его дед Василий Степанович Гундяев в течение 30 дней находился в штрафном изоляторе на Секирной горе. Роль изолятора выполнял Вознесенский храм -- узников соловецких лагерей за какую-либо провинность (в случае Василия Гундяева это было участие в тайных богослужениях, которые совершали священники, сосланные на Соловки) содержали в неотапливаемом помещении без верхней одежды, заключенные спали на каменном полу. У подножия Секирки расстреливали приговоренных к смертной казни. «Редко кто возвращался с Секирной горы, но деда Господь помиловал, хотя наказание было очень страшное», -- сказал патриарх Кирилл.

В субботу патриарх совершил заупокойную литию на месте казни узников ГУЛАГа и отслужил молебен новомученикам, пострадавшим за веру в годы репрессий. В этот день патриарх посетил недавно восстановленный Голгофо-Распятский скит на острове Анзер -- в сталинские времена здесь находились в заключении сотни священнослужителей, сюда же на верную смерть свозили нетрудоспособных лагерников. «Здесь страдали те, кто оказался верным Христу даже до смерти. Из рассказов тех, кто прошел ужас Соловецкого лагеря, мы знаем, что не было большей силы, чем сила веры и сила молитвы, которая спасала заключенных», -- подчеркнул патриарх Кирилл в своей проповеди в день памяти основателей Соловецкой обители. Во время встречи с братией монастыря и членами попечительского совета по возрождению Соловков предстоятель РПЦ предложил создать на островах общенациональный исследовательский центр по изучению истории репрессий советского периода.

В субботу вечером патриарх прибыл в Архангельск, откуда после общения с руководством области и города направился в Северодвинск. Здесь патриарх Кирилл пообщался с работниками завода «Севмаш» -- далеко не последнего предприятия в системе российского оборонного комплекса -- и в числе прочего посетил ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской». Обеспечение обороноспособности России должно подкрепляться защитой православных ценностей, подчеркнул глава РПЦ, обращаясь к севмашевцам. «Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей, -- добавил патриарх. -- Тогда нам будет что защищать своими ракетоносцами».

Михаил МОШКИН