|
|
N°151, 21 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиация получила новые льготы
Два лизинговых контракта о поставке российских самолетов отечественным авиакомпаниям подписаны вчера в Жуковском в рамках авиасалона МАКС-2009. Вчера же российское правительство постановило в полтора раза увеличить бюджетные субсидии авиакомпаниям, участвующим в таких сделках.
В отличие от первого дня работы МАКС во вторник, когда российские военные заключили масштабные контракты на приобретение боевых самолетов, вчерашний день салона оказался посвящен коммерческой авиации.
Соглашение о передаче десяти самолетов Sukhoi Superjet 100 в финансовый лизинг сроком на 12 лет подписали генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев и генеральный директор ОАО "ВЭБ-лизинг" Вячеслав Соловьев. «Аэрофлот» имеет с производителем этих самолетов -- компанией «Гражданские самолеты Сухого» -- контракт на 30 таких машин, причем поставка должна начаться уже в конце текущего года. "ВЭБ-лизинг" профинансирует покупку первых десяти самолетов. Сумму контракта и другие его условия стороны предпочли не разглашать. Пресс-служба «Аэрофлота» сообщила лишь, что источником необходимых средств будет кредит Внешэкономбанка, выделенный «ВЭБ-лизингу».
Компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) в тот же день заключила с авиакомпанией правительства Москвы "Атлант-Союз" договор о финансовом лизинге 45 воздушных судов российского производства. Согласно документу, с 2010 по 2012 год компании «Атлант-Союз» будут переданы в эксплуатацию 30 региональных пассажирских самолетов Ан-148 различных модификаций и 15 среднемагистральных пассажирских Ту-204СМ, сообщил пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий. Сумма этой сделки составляет около 1,2 млрд долл. Предварительного соглашения по этому поводу стороны достигли в июне 2009 года на международном авиасалоне Ле-Бурже во Франции, а теперь перевели эту договоренность в статус контракта.
Самолеты Ан-148-100Е будут поставлены в авиакомпанию с 2010 по 2012 год. В 2012 году авиакомпания получит десять удлиненных Ан-148-200. Пять воздушных судов для бизнес-перевозок Ан-148-«ABJ» будут поставлены с 2011 по 2012 год. Таким образом, комплектацию парка компании самолетами Ан-148 планируется завершить за три года -- с 2010 по 2012-й. Самолеты Ту-204СМ запланировано передать в эксплуатацию в течение двух лет: восемь воздушных судов в 2011 году, семь -- в 2012-м.
На МАКСе ИФК также заключила предконтрактное соглашение с авиакомпанией ОАО «Саратовские авиалинии» о поставке в финансовый лизинг пяти самолетов Ан-148-100В/Е. Согласованы сроки поставок воздушных судов -- два самолета в 2011 году и три воздушных судна в 2012 году. Твердый договор лизинга стороны намерены подписать до конца 2009 года.
Вчера российское правительство поддержало подобные сделки, издав постановление «О внесении изменений в Правила возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002--2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов». Как сообщила пресс-служба Министерства транспорта, с принятием постановления размер предоставляемой авиакомпаниям субсидии увеличится в полтора раза в расчете на одно воздушное судно. В бюджете 2009 года на эти цели предусмотрено 634,2 млн рублей.
Как сообщил «Времени новостей» финансовый директор ИФК Николай Дадонов, до вчерашних изменений бюджет компенсировал авиакомпаниям в среднем 18% лизингового платежа. С учетом этой и других льгот, предоставляемых непосредственно лизинговым компаниям, эффективная ставка по кредитам, выдаваемым отечественными банками на финансирование лизинговых операций, колеблется сегодня вокруг 9%. Это ставит отечественных авиапроизводителей в заведомо невыгодные условия по сравнению с западными, которые на своих рынках могут найти кредит под 3--4%. По расчетам г-на Дадонова, после выхода вчерашнего постановления эффективную ставку по кредитам в сфере лизинговых операций в России можно снизить до 5--6% годовых. Что, по мнению г-на Дадонова, будет очень серьезно стимулировать сбыт отечественных самолетов в России.
Два других предконтрактных соглашения, подписанных вчера ИФК, даже если и превратятся в контракты, не попадут под действие вчерашнего постановления, зато откроют для отечественной авиатехники новые рынки. Одно из этих соглашений заключено с авиакомпанией из Бразилии Clean Air, которая планирует приобрести у ИФК два пассажирских Ил-96-300, четыре пассажирских Ту-204СМ и два грузовых самолета новой модификации Ту-204СМ-Cargo. Второе соглашение было подписано с авиакомпанией Эквадора Icaro на поставку двух самолетов Ан-148-100 с опционом на еще одно такое воздушное судно, двух грузовых Ту-204СМ-Cargo с опционом на еще один такой же самолет.
Вчера и военные обозначили свое присутствие, на салоне поделившись большими планами на будущее. Главком ВВС Александр Зелин заявил журналистам, что подведомственные ему силы нуждаются в транспортных самолетах Ан-124, производство которых в России прекратилось в начале 90-х годов, а также в ударных беспилотных аппаратах, которые в нашей стране пока не выпускали.
«Никто не говорит, что нам не нужны беспилотные летательные аппараты. Нам они нужны для качественного обеспечения решения задач. Но нам нужно решать и ударные задачи. То есть наносить удары с воздуха, например по базам террористов», -- сказал вчера генерал-полковник Зелин.
Михаил КУКУШКИН