В
обзоре аудионовинок Александр Беляев, интересующийся не только поп-музыкой, но и джазом, обобщил: «Записей биг-бендов (новых, а не переизданий), играющих авторский материал, выходит очень мало и в Штатах, и даже в Европе, хотя там хорошая музыка пользуется поддержкой государства и меценатов».
Действительно, по сравнению с 30-ми годами прошлого века -- эпохой первой танцевальной лихорадки -- биг-бендов сейчас меньше. Но если смотреть изнутри джаза, так сейчас, в XXI веке, просто оркестровый взрыв! Настоящие концертные биг-бенды появляются даже чаще, чем десять лет назад. И несмотря на то что необратимо падают продажи всех аудионосителей, они записываются и издаются. Оставим в стороне «мемориальные» коллективы -- имени Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Чарли Мингуса. Поговорим о современниках.
Пользователи издательского интернет-кооператива Artist Share собирают деньги уже на второй оркестровый проект Марии Шнайдер (первый -- Sky Blue -- получил «Грэмми»). Два диска подряд -- один лучше другого -- выпустил Vanguard Jazz Orchestra под руководством Джима Макнили, продолжающего традиционные «понедельничные» встречи коллектива, основанного Тедом Джоунсом-Мела Луисом. В основном из музыкантов этих оркестров собрал свое «Тайное общество» и дебютировал два месяца назад диском «Адские машины» 33-летний канадец, «пассеист» Дарси Д. Аргю. «Тайное общество» избегает современной «электрификации», однако и без нее звучит не менее актуально, чем молчавший лет семь и выпускающий в сентябре второй уже диск электрогитарист Джейми Беджан. У которого, наоборот, одна гитара заменяет старомодный рояль, а вторая (авангардиста-экспериментатора Брюса Арнольда) -- солирует. Тот же Арнольд и наш трубач Виталий Головнев играют и в биг-бенде голландского контрабасиста Йориса Теепе, тоже выпускающего осенью очередной диск.
Трубач Рой Харгроув перепробовал в джазе все возможные стилевые одежды -- от неоконсервативной пиджачной тройки последователя Уинтона Марсалиса до треников с кроссовками в духе электрического Майлза Дэйвиса. Но получил «Грэмми» за афрокубинский концерт в Гаване. С середины 90-х Харгроув пытался порулить собственным биг-бендом -- если не в духе Бэйси или Эллингтона, то уж точно в манере своего работодателя Уинтона Марсалиса. И именно в этом году Харгроуву это удалось. Его диск Emergence с одной из лучших певиц джазового мейнстрима итальянкой Робертой Гамбарини особенно интересен актуальными интерпретациями свинговых эвергринов. Все это в одном только Нью-Йорке.
В Старом Свете, где «поддержка государства и меценатов» действительно основательнее, чем на родине джаза (там по инерции, идущей все от той же свинговой танцлихорадки, он все еще считается либо самоокупаемой поп-музыкой, либо самодостаточным фольклором), свой евроджаз и продолжение джазовых традиций.
NDR Big Band. The Martin Luther Suite: A Jazz Reformation CMO Jazz. Именно в евроджазе сформировался жанр крупных (по любым критериям) форм: не только простых, сюитных, но и циклических -- светских и духовных. К числу последних относится «Лютеровская сюита», заказанная швейцарскому тромбонисту и композитору Лукасу М. Шмиду по случаю 450-летия со дня смерти Мартина Лютера и записанная с джаз-оркестром гамбургского радио NDR еще в 1996 году, но исполненная в конце прошлого сезона и теперь изданная в виде инструментального сочинения и аудиокниги с мелодекламацией.
Сюита -- музыкальное описание почти что бытовой обстановки, в которой протекала жизнь реформатора западнохристианской церкви. Мелодии XVI века, которые использовал Лютер для своих текстов, звучат у Шмида так, как будто они были созданы для джаза. Композитор явно апеллирует к изощренным джазовым блюзам Дюка Эллингтона и, естественно, к афроамериканским евангелическим гимнам -- госпелам. Тем более что и в них, как и у Мартина Лютера, часто встречается мотив падения Иерихона, чьи неприступные стены в конце концов пали от звуков медных труб. А труба (точнее, тромбон) -- инструмент самого автора музыки.
Valery Kiselyov & his Classic Jazz Ensemble. Harlem Nocturne. BCD Records. Ансамбль классического джаза московского саксофониста Валерия Киселева -- это не биг-бенд, а всего-навсего квинтет. Тем не менее это такое достоверное воспроизведение свингового (преимущественно эллингтоновского) репертуара, что его вполне можно было бы назвать «уменьшенным биг-бендом». Квинтет Киселева записан на концерте в польском Закопане и выпущен продюсером передвижного фестиваля «Славянский джаз» (осенью -- в Москве) Боженой Урыгой-Северин на ее лейбле BCD, раньше специализировавшемся исключительно на польском мейнстриме. Благодаря стильным импровизациям молодого тромбониста Максима Пиганова и самого мэтра Киселева (кларнет, тенор-саксофон) даже в таких, казалось бы, неотделимых от эллингтоновского биг-бенда вещах, как Rockin' In Rhythm, практически не ощущается отсутствие оркестровых риффов, как забывали про них первые слушатели камерных составов «королей свинга».
Warren Smith & the Composer's Workshop Ensemble. Old News Borrowed Blues. Engine. Возвращаясь теме современного джаз-оркестра: вряд ли случайность, что свой сублейбл Engine культовая аудиокомпания ESP (из первых «независимых» эпохи «бури и натиска» 1960-х) открыла биг-бендом. Причем не чьим-нибудь, а самого, возможно, недооцененного джазового музыканта, 75-летнего барабанщика и вибрафониста Уоррена Смита.
В 1950-е последователь классика бибопа Макса Роуча, а позднее -- член его барабанного «хора» M'Boom, Смит аккомпанировал классику поп-музыки Нэту «Кинг» Коулу, соул-диве Арете Франклин и рок-барду Вану Моррисону в группе Astral Weeks. Но весьма прибыльному ностальгическому турне, которое эта группа совершает в наши дни, Смит предпочел свой "низкобюджетный" проект -- «Ансамбль композиторской студии» (перевод условный). И если раньше он выпускал по одному авторскому альбому раз в десять лет, то сейчас вышли два диска буквально подряд. Название второго -- «Блюз старых новостей» -- знаковое: на диске собраны известные по концертам, но не выходившие в записи композиции. В том числе две сюиты: «Страна рек» и «Свободные формы» в духе «черного»» поставангарда эпохи так называемых «чердачных» фестивалей 1970-х, а также одно соло барабанов, превращенное в оркестровую композицию, и дань XXI веку -- этноджазовая «Венгерская цыганка». Анализируя диссонантные оркестровки, рискованные импровизации самого мэтра на вибрафоне, соло еще не старых ветеранов трубача Сесила Бриджуотера и саксофониста Джеймса Стюарта, критики уже говорят о «Блюзе старых новостей» как о «лучшем диске 2009 года».