Прошедшие выходные не внесли ясности в судьбу
пропавшего две недели назад сухогруза Arctic Sea, плывущего под мальтийским флагом с 15 российскими моряками на борту. Несмотря на интенсивные поиски судна с суши, моря и из космоса, никаких достоверных сведений о его участи на момент подписания номера газеты не было.
В субботу сообщалось, что пропавший сухогруз с российским экипажем находится в Бискайском заливе, хотя накануне, в пятницу, по сведениям BBC, береговая охрана Республики Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса) сообщила, что судно обнаружено в 400 морских милях (720 км) от побережья, вне территориальных вод государства. Глава оборонного ведомства Кабо-Верде Педро Реиш подтвердил португальскому агентству Lusa, что Arctic Sea находится в 400 морских милях к северу от острова Сан-Висенте.
Однако, по словам посла России в Кабо-Верде Александра Карпушина, он встречался с начальником генштаба вооруженных сил республики, который не подтвердил данные о присутствии корабля близ побережья этого государства. А по данным, поступившим в субботу СМИ от военных источников в Лондоне, Arctic Sea движется в направлении Бразилии.
В это же время финская полиция заявила, что владелец Arctic Sea получил требование о выкупе захваченного сухогруза. Возможная сумма выкупа официально не уточнялась, однако, по данным британской Finanсial Times, речь идет о 1,5 млн долл. Как сообщает агентство AP, пока нет ясности в вопросе о том, действительно ли требования о выкупе выдвинули именно те, кто захватил судно.
Виктор Матвеев, глава компании Solchart, которой принадлежит злосчастный сухогруз, отказался комментировать данные о выкупе. В сообщении для прессы он лишь выразил надежду, что члены команды живы.
И внезапно, совершенно таинственным образом, по данным интернет-издания "Морской бюллетень", в субботу в течение часа работала корабельная AIS (система автоматической идентификации судна), выдав его координаты: 46.0932N 6.757967W при курсе 214 градусов и скорости 10,3 узла. Для тех, кто не может взглянуть на карту, это означает, что судно находилось на тот момент в Бискайском заливе на широте города Ла-Рошель и держало курс на Испанию. Впрочем, проработала AIS недолго, всего один час, и после этого сухогруз больше не давал о себе знать. AIS у каждого корабля уникальна, и теоретически дублировать ее нельзя, но, как считают некоторые эксперты, систему можно демонтировать и перенести на любое плавсредство от легкой яхты до подводной лодки включительно. В свою очередь специалисты по радиоэлектронным навигационным системам утверждают, что при соответствующих затратах возможно создание дубля конкретной AIS. Впрочем, на практике такие прецеденты пока еще не выявлены.
В субботу представитель ВМС Франции заявил, что в Бискайском заливе российского сухогруза нет. «Я категорически опровергаю эту информацию и, думаю, Испания тоже. По данным оперативного центра в Бресте, Arctic Sea не находится в Бискайском заливе», -- сказал капитан Жером Бароэ.
Дипломатический источник, близкий к штаб-квартире НАТО, подтвердил РИА Новости информацию об обнаружении Arctic Sea около Кабо-Верде, однако дальнейшие подробности сообщить отказался. По словам постоянного представителя РФ при НАТО Дмитрия Рогозина, скудость официальных сводок объясняется тем, что "там достаточно драматично развивается ситуация, раньше времени нельзя говорить". В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он подтвердил, что Россия и Североатлантический блок находятся в постоянном контакте по этому вопросу.
Высокопоставленный военный источник в Брюсселе рассказал агентству ИТАР-ТАСС, что местонахождение сухогруза известно, но официально не подтверждается по оперативным соображениям.
Не внес ясности и представитель Еврокомиссии Мартин Селмайр, который сообщил, что судно подверглось атаке дважды: сначала у берегов Швеции, затем у берегов Португалии. Однако португальский МИД заявил, что корабль не входил в территориальные воды этой страны.
Слишком сложный сценарий похищения и поисков судна, пропавшего в относительно небольшом «Бискайском треугольнике» позволяет экспертам настаивать на особенном характере груза, спрятанном под маскирующей его финской древесиной на палубе, и на участии в происходящем спецслужб явно не африканского уровня.
А в это время в Архангельске заработал круглосуточный телефон психологической и социальной поддержки для семей экипажа судна Arctic Sea, пропавшего в Атлантике.
Но директор компании-оператора сухогруза "Солчарт Архангельск" Николай Карпенков пока ничего утешительного семьям моряков сообщить не может: "Появившиеся известия об обнаружении судна в Бискайском заливе и заявление финских полицейских властей о требовании пиратов выкупа за судно я прокомментировать не могу, поскольку никакой официальной информации у нас нет".