|
|
N°147, 17 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страшно далеки мы от Европы
В Локарно фильм Алексея Мизгирева получил два приза
«Бубен, барабан» -- второй фильм Алексея Мизгирева, снявшего до того очень жесткую драму про начинающего милиционера «Кремень». Новый фильм, странный, красиво-кровавый, замедленный и поэтичный, рассказывает про немолодую уже библиотекаршу из очень маленького города. В обшарпанных стенах своей библиотеки, в общежитии, на улице и на вокзале проходит ее жизнь, ее борьба -- равно отчаянная -- за еду и за достоинство, там формируется ее жесткость, непреклонность и ее отчаяние. Но брешь в привычной защите пробил залетный морячок-уголовничек, соблазнив ее надеждой на счастье. Кончилось все плохо. Эту трагедию в багровых тонах играет Наталья Негода -- мы все ее помним по маленькой Вере. Актриса не побоялась, спустя десятилетия отсутствия на экране, предстать перед публикой в образе, старящем ее на десять лет, и выиграла. Искренность и непоправимость одиночества ее героини нельзя не почувствовать -- разве что народный избранник Станислав Говорухин увидел в ней карикатуру на самоотверженных работников культуры, которых он встречал в своих путешествиях по русской провинции. Ну да и кино он снимает другое -- его героини сегодня вызывают слезы лишь у пожилых российских зрительниц. Такое кино, которое делают нынешние молодые, широко представленное в этом году на «Кинотавре», где Мизгирев, кстати, тоже был отмечен, правда, только дипломом жюри, эти тетушки не любят. Они в своем праве, но и пусть смотрят фильмы Говорухина, как читают они Донцову и Устинову, вот только напрасно думать, что только то кино, которое они одобряют, и нужно России.
На фестивале в Локарно, входящем в пятерку главных европейских фестивалей, картина Мизгирева получила второй по значимости приз -- «Серебряного леопарда» за режиссуру, а также специальный приз жюри. Это большой успех нашего кинематографа, подтверждающий -- да, новое поколение режиссеров все-таки преодолело дурную провинциальность кооперативного папиного кино и готово сегодня мыслить и чувствовать современно и самостоятельно.
Следует все же заметить, что главный приз, «Золотого леопарда» на этом фестивале, ориентирующемся на новые имена и новый стиль, получил фильм китайского режиссера, вернее, режиссерши, Сяолу Го "Она, китаянка" (и это тоже своего рода любовная история в стиле роуд-муви, главная героиня которой, тоже очень загадочная особа, путешествует по Китаю и меняется вместе с ним)). Окончив киноакадемию в Пекине, Сяолу Го с 2002 года живет в Лондоне, в производстве ее фильма, кроме британских, есть деньги Франции и Германии, она пишет романы и сценарии, любит Кафку, Виана и Булгакова, и ее интересует адаптация китайцев в Британии.
Глеб МЫШКИН