|
|
N°145, 13 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принуждение к дружбе
"Я не раз говорил о том, что Россия стремится быть прогнозируемым, сильным, комфортным партнером для своих соседей", -- в очередной раз заявил президент России Дмитрий Медведев в видеоблоге, адресованном президенту Украины Виктору Ющенко и сообщавшем о намерении Кремля на неопределенный срок приостановить отправку посла РФ в эту страну. В реальности Россия сегодня слабый, закомплексованный, некомфортный и непрогнозируемый партнер, чьи амбиции больше реальных возможностей.
«Так дальше развиваться нельзя. Это тупик. И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего», -- сказал президент России Дмитрий Медведев днем ранее на встрече с лидерами четырех парламентских партий. На той же встрече он сообщил, что внес в Госдуму поправки в «Закон об обороне», расширяющие использование российской армии за пределами страны, прямо связав это с прошлогодней войной в Грузии. В частности, одним из оснований, по которым Россия отныне может использовать свои вооруженные силы за пределами своей территории, будет «отражение или предотвращение (выделено мной. -- С.Н.) агрессии против другого государства». Под такой формулировкой можно вести войну где угодно, с кем угодно и когда угодно.
Слова «это тупик» можно было бы отнести не только к экономической, но и к внешней политике. Прямые и неизбежные результаты такой политики налицо. Полный раздрай практически со всеми бывшими советскими республиками, включая Белоруссию, война с Грузией, перманентная «холодная война» с Украиной, дошедшая до отказа отправлять туда получившего агреман посла -- причем по основаниям, по которым у нас не должно быть послов ни в США, ни в любой западноевропейской стране. Они ведь тоже занимают "антироссийскую" позицию по войне в Южной Осетии. Планомерное ухудшение отношений с формально ближайшим союзником Белоруссией и страх, который Москва теперь вызывает практически у всех государств постсоветского пространства.
Уже имея в «активе» войну с Грузией, уже превратив Южную Осетию и Абхазию в свой военный плацдарм на Кавказе, Кремль объявляет, что теперь узаконит право вести войны в любых точках планеты и тут же де-факто делает шаг к замораживанию дипломатических отношений с Украиной -- страной, где есть исторически тяготеющие к России территории и где стоит ее военный флот. С Грузией было силовое «принуждение к миру», с Украиной Россия играет в силовое «принуждение к дружбе». Но это ведь русская пословица гласит: «Насильно мил не будешь».
Вице-президент США Джозеф Байден в своем нашумевшем интервью точно обозначил главную причину, по которой Россия физически не может проводить ту внешнюю политику, которую проводит. У нее нет для этого объективных экономических оснований.
Проблема в том, что Россия ведет себя как уменьшенная копия США (при том, что такая политика Штатов тоже ведь провалилась практически повсеместно), будучи увеличенной копией Украины. Россия не сверхдержава, а просто большая страна с отсутствием общества, единой нации, тотальной нехваткой качественных дорог, больниц, школ, с неспособностью толком освоить даже ту территорию, что осталась после распада СССР. У США по сравнению с Россией в десятки раз мощнее экономика, развита инфраструктура, нет внутренних очагов сепаратизма. И даже в таком состоянии Америка не может быть мировым жандармом. У России же не видно не только морального права (после всего, что натворил в ХХ веке СССР), но и объективных возможностей играть в мирового полицейского. Тем не менее претензии России растут в геометрической прогрессии на фоне признаваемого даже ее президентом экономического тупика и резкого увеличения, согласно всем опросам, негативного отношения к стране в мировом сообществе.
Государства, считавшие своей силой способность сеять в других страх, неизбежно распадались. Такая же участь может угрожать и России, поскольку страна в одностороннем порядке берет на себя завышенные внешние военно-политические обязательства, не справляясь с внутренними проблемами. Российская власть уже и так не в состоянии полноценно контролировать ряд своих кавказских республик. Демографические тенденции таковы, что судьба российского Дальнего Востока быть в значительно большей степени китайским, чем российским, даже без смены границ. К тому же невозможно иметь надежных союзников, постоянно критикуя их и вводя против них санкции.
России нужно прекратить обвинять всех и вся в «неправильной политике» и «антироссийских настроениях». Она должна научиться видеть и публично признавать свои ошибки. Она обязана осознать на уровне власти и общества, что Украина, Белоруссия, Грузия --отдельные от нее государства, которые имеют не меньшее право на собственную политику, чем сама Россия.
Наконец, главный национальный интерес России состоит в том, чтобы заняться собой, а не установлением "правильного" миропорядка. Ей жизненно необходимо сломать систему тотальной коррупции, создать условия для свободной реализации людей внутри страны, вернуть нормальное публичное политическое пространство, построить не зависящую от мировых цен на энергоносители современную национальную экономику.
Только так Россия станет страной, которой другие государства будут охотно подражать и искренне стремиться к хорошим отношениям с ней. Тогда никого не надо будет принуждать к миру войной, а к дружбе -- такой риторикой и такими шагами, которые другие государства неизбежно рассматривают как вмешательство в их внутренние дела. Мы ведь так не любим, когда вмешиваются в наши.
Семен Новопрудский