|
|
N°145, 13 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Независимый магнат
К 40-летию аудиокомпании ЕСМ
В августовском номере старейшего и самого престижного американского джазового журнала Down Beat в традиционно публикующейся анкете критиков аудиофирмой года названа немецкая аудиокомпания ЕСМ. Разумеется, отчасти это дань юбилею: первая пластинка под лейблом ЕСМ (расшифровывается как Editions of Contemporary Music) вышла ровно 40 лет назад. Но дело не только и даже не столько в круглой дате. ЕСМ была названа лейблом года также и международной Ассоциацией джазовых журналистов. Ведь сейчас в немецких джазовых чартах целых четыре релиза ЕСМ: диск Yesterdays трио пианиста Кита Джеррета (на первом месте), а также комплект из всех трех пластинок международного трио бывших джазменов Codona (на рубеже 1970--1980-х годов предвосхитившего наступление современной эпохи «мировой музыки»), новый альбом итальянского трубача Энрико Рава и даже дебют -- первый на лейбле с международной дистрибуцией диск квартета модных эмигрантов из Ирана Cyminology.
Arvo Pдrt. In Principio. Не меньше, если не больше, внимания, чем Yesterdays Джеррета, причем буквально всех музыкальных кругов «от академических до рокерских», привлекает внимание диск In Principio живущего в Германии православного эстонца Арво Пярта. В 1980 году выставленный из СССР фактически только за нескрываемую религиозную направленность творчества Пярт одним из первых, если не самым первым из всех авангардистов эпохи «бури и натиска», сформулировал принципы "новой простоты" и свой фирменный так называемый стиль tintinnabuli -- своего рода минимализм, в котором место постепенной повторяемости занимает эзотерическая символика. Ровно четверть века назад с суперзвездной пластинкой Пярта Tаbula Rasa (среди исполнителей несколько камерных оркестров, два дирижера, скрипачи -- Гидон Кремер и Татьяна Гринденко и два пианиста -- все тот же Кит Джеррет и Альфред Шнитке на подготовленном рояле) владелец и продюсер ЕСМ Манфред Айхер начал сублейбл New Series. И этой «Новой серией» раз и навсегда завоевал признание требовательных, чтобы не сказать -- капризных академических кругов (на ЕСМ записываются, в частности, пианист Алексей Любимов и дирижер Владимир Юровский). Кроме ЕСМ это удалось только еще одной независимой (от фирм-мейджоров) джазовой компании Hat Hut/Hat Art.
Теперь новый диск In Principio с шестью сочинениями Пярта 1989--2005 годов снова вызвал нешуточный переполох. Заглавное сочинение для хора и оркестра (в исполнении Эстонского филармонического хора и Национального оркестра под управлением Тыну Кальюсте) на латинский текст Евангелия от Иоанна «В начале было слово» поражает контрастом как бы соблюдающего эпическую объективность хора и почти лирического оркестрового «комментария». В котором -- о, ужас! -- чуть ли не впервые с начала 1970-х в музыке цепляет откровенная диссонантность (в финале это чуть ли не блюзовое сочетание минора и мажора).
Steve Kuhn. Mostly Coltrane. Если упомянутый уже альбом Джеррета воспринимается как безупречная данность (все то же мейнстримовское «Трио стандартов», да еще в концертной записи 1991 года), то проект его гораздо менее раскрученного коллеги Стива Кюна «Преимущественно Колтрейн» обсуждается не меньше диска Пярта, но в единодушно позитивном ключе.
В 1959 году саксофонист Джон Колтрейн, уйдя от Майлза Дэйвиса, хотел взять пианистом Маккоя Тайнера, но два месяца из-за его занятости был вынужден работать именно с Кюном, 20-летним музыкантом немецкого происхождения, учеником знаменитого педагога, типичной продолжательницы русской фортепьянной школы мадам Челофф (Маргариты Шеловой).
Колтрейну тогда нужен был не «лед» интроверта Кюна, а «пламень» экспрессивного афроамериканца Тайнера. Кюн, похоже, не обиделся, хотя в квартете с саксофонистами больше не работал, предпочитая камерное фортепианное трио. И вот вдруг к постоянному трио Кюна (с басистом Дэйвидом Финком и ударником Джоем Бэроном) присоединяется саксофонист Джо Ловано, в 90-е несколько лет подряд лучший джазмен года (согласно тому же Down Beat). С прошлого лета они обыгрывают программу из музыки Колтрейна на престижных европейских фестивалях и наконец выпускают диск, в котором смело берутся за сочинения Колтрейна всех его этапов -- раннего, дэйвисовского, хард-бопа (включая три стандарта, которые великий саксофонист как раз успел поиграть с Кюном), а также первых модальных опытов (Like Sonny), авангардно-экспериментального «свободного джаза» («Конфигурация») и опубликованных уже посмертно импровизаций (Jimmyґs Mode). Результат -- достойная дань памяти первооткрывателю джазовых горизонтов. И даже удивительно, как по-импрессионистски интроспективный пианизм Кюна сочетается с почти этнической колтрейновской модальностью Джо Ловано (знаменитый «Спиричуэл» он даже играет не на саксофоне, а на карпатско-трансильванском тарогато).
Cyminololy. As Ney. Квартет живущей в Германии иранской вокалистки Чимин Самавати с участием ее соотечественника Кетана Бхатти на ударных и двух немцев -- Бенедикта Янеля и Ральфа Шварца выпустил несколько дисков на турецком джазовом лейбле Doublemoon, но заметили его только после того, как Чимин и ее компанию позвал выступить в своем концерте небезызвестный вокалист Бобби Макферрин. По счастью, заинтересовался квартетом и Манфред Айхер. Без его отстраненно-импрессионистического звучания (парадоксальным, но фирменным для артистов ЕСМ образом сочетающего нордическую замедленность с ориентальной истомой), характерного и для их саундтреков к фильмам грека Тео Ангелопулоса, турка Рехи Эрдема и нашего Андрея Звягинцева (именно ECM купила и выпустила амбиентные звуки из «Возвращения»), квартет слушался бы как этническая экзотика, а так как будто типично джазовые баллады (но на стихи Хафиза и Руми в оригинале) естественно вписывают персидский колорит в понятный каждому любителю джаза контекст. Даже если это не развернутая и контрастная по настроениям трилогия, а просто импровизация на экзотическую тему.
Дмитрий УХОВ