|
|
N°144, 12 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«США пришли всерьез и надолго»
Российские эксперты обнаружили подмену на афганском фронте
Российские эксперты напомнили вчера в Москве, что осуществляемая в Афганистане под флагом НАТО операция Международных сил содействия безопасности начиналась на самом деле как операция ООН. Резолюцию на этот счет №1386 принял еще 20 декабря 2001 года Совет Безопасности ООН. Но спустя полтора года -- 11 августа 2003 года -- НАТО приняло на себя командование этими силами, поставив ООН перед фактом.
Об этом напомнили участники «круглого стола» в Москве. Он был организован российским Институтом демографии, миграции и регионального развития при содействии агентства РИА Новости. Выступавшие отметили, что «политическое и военное присутствие НАТО в Центральной Азии усиливается». Они напомнили о письме тогдашнего генсека НАТО лорда Робертсона от 2 октября 2003 года на имя занимавшего пост генсека ООН Кофи Аннана. В нем британец сообщил, что еще «11 августа 2003 года Организация Североатлантического договора взяла на себя функции стратегического командования и координации деятельности международных сил в Афганистане». Генсек НАТО пообещал Аннану держать его «в курсе событий». Как подчеркивали выступающие, решение Брюсселя и сама операция в Афганистане стали «ключевым механизмом реализации проекта трансформации НАТО в глобальную организацию и «демократическую» альтернативу ООН».
Эксперты напомнили, что «легализация имевшей место незаконной узурпации НАТО функции ООН» была оформлена Совбезом ООН постфактум -- путем принятия 13 октября 2003 года резолюции №1510. Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов отметил, что речь идет о «грубом нарушении Устава ООН». Поэтому Россия должна обратиться «с запросом в ООН» для «расследования» этих обстоятельств.
Член комитета российской Госдумы по международным делам Семен Багдасаров уверен, что «блок НАТО воспользовался слабостью ООН и непоследовательностью внешнеполитической позиции России» для усиления военно-политического присутствия в центральноазиатском регионе: «Меня, например, волнует немецкая база в Термезе (Узбекистан) или французская база, расположенная по соседству (в Таджикистане. -- Ред.), на которой в том числе располагаются истребители-перехватчики. Мы почему-то об этом не говорим». А вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев подчеркнул, что «операция НАТО в Афганистане является элементом перекройки мира и вызвана стремлением американцев и союзников закрепиться в этом стратегически и экономически важном регионе».
Есть вопросы и по эффективности НАТО в Афганистане. «Стабильности нет, сильного государства тоже нет», -- отметил Крупнов. Но с точки зрения обеспечения интересов США и их союзников ситуация, на его взгляд, оптимальна: «Воинские контингенты увеличиваются, геополитическое влияние в регионе растет. Американцы пришли туда всерьез и надолго». Он считает, что «России следует помогать не альянсу, а напрямую Афганистану в создании сильного государства, но не деньгами, а кадрами, технологиями и военно-техническим сотрудничеством».
Петр ИСКЕНДЕРОВ