Время новостей
     N°142, 10 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2009
Кризис формы
Президент поручил проверить деятельность госкорпораций
Президент России Дмитрий Медведев дал официальное поручение генеральному прокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления кремлевской администрации Константину Чуйченко «провести комплексную проверку деятельности госкорпораций». Результаты проверки необходимо представить к 10 ноября этого года, а итогом процесса должен стать ответ на вопрос о «целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы».

Еще не факт, что такая проверка сможет однозначно ответить на поставленный вопрос касательно всех госкорпораций, ведь по сути это совершенно различные образования с разными целями, а их деятельность регулируется отдельными законами. Но очевидно, что деятельность по крайней части из них вызывает все больше вопросов, а некоторые из госкорпораций в условиях кризиса оказались не столько опорой для экономики, сколько бременем для федерального бюджета.

Госкорпорации с самого начала своего существования вызывали большие сомнения даже у части правительства. В их судьбу пытались вмешаться и представители Совета Федерации (комиссия под руководством сенатора Валентина Завадникова готовила доклад по эффективности госкорпораций), Счетной палаты, экспертного сообщества.

На сей раз впервые сомнения в целесообразности такой формы возникли на самом высоком уровне. В марте 2009 года президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рекомендовал применить крайнюю меру -- упразднить госкорпорации как особую организационно-правовую форму юридических лиц. На суд президента была представлена «Концепция развития законодательства о юридических лицах», в которой предложено лишить госкорпорации привилегий и особого статуса, трансформировав их в иные формы юридического лица. Процесс преобразования должен был быть постепенным, а начать предлагалось с запрета на создание новых государственных корпораций.

Но для таких коренных перемен нужно серьезное обоснование, и, видимо, прокуратуре и контрольному управлению администрации президента поставлена задача "собрать доказательную базу".

Стоит отметить, что впервые за расследование деятельности госкорпораций возьмутся ведомства с реальными полномочиями. Ведь имущество и средства, предоставленные госкорпорациям, уже не принадлежат более государству, а осуществлять контроль за этими структурами, часть из которых располагает широчайшими полномочиями, весьма сложно. В частности, годовой отчет о собственной деятельности -- по сути единственный способ контроля за крупнейшей госкорпорацией "Ростехнологии", объединившей под своим крылом несколько сотен предприятий самых разных отраслей. Правда, не все госкорпорации имеют подобный статус. Например, за деятельностью Внешэкономбанка регулярно и отнюдь не формально "надзирает" наблюдательный совет с премьер-министром во главе.

Государственные корпорации как особая организационно-правовая форма существуют с 2003 года. Первой ласточкой стало Агентство по страхованию вкладов (ранее Агентство по реструктуризации кредитных организаций), затем появились «Роснанотехнологии» (сейчас «Роснано») и «Ростехнологии», статус госкорпорации получил Внешэкономбанк, возникли «Росатом», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и "Олимпстрой". Главной отличительной чертой этих новообразований принято считать формально негосударственную форму собственности при наличии прямого финансирования из федерального бюджета.

К госкорпорациям часто относят и Объединенную авиастроительную и Объединенную судостроительную корпорации, но по сути это холдинги, в которые входят компании с различной степенью госучастия. К последней по счету в списке госкорпораций часто относят «Российские автомобильные дороги» («Росавтодор») -- закон о ее создании был подписан в июле 2009 года. Но по статусу она относится к госкомпаниям.

Создание «Росавтодора» можно считать пока последней хорошей новостью для сторонников госкорпораций, госкомпаний и иных крупных хозяйствующих госструктур, а плохие начали поступать с начала этого года. Сначала «Олимпстрою» и «Роснано» пришлось вернуть в госказну около 160 млрд руб. неизрасходованных средств, затем руководству Фонда содействия реформированию ЖКХ вынужденно пришлось выполнить решение Генпрокуратуры о возврате управленческих бонусов. Совсем недавно стало известно, что этой же госкорпорации сокращено финансирование из бюджета -- фонд в этом году может недополучить 65 млрд руб. А главный адепт и руководитель "Ростехнологий" Сергей Чемезов в конце минувшей недели был выведен из комиссии при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики. Хотя "Ростехнологии" по идее должны были стать локомотивом модернизации промышленности.

Все эти решения можно считать свидетельством определенного недоверия к данным структурам -- кажется, государство в лице президента всерьез задумалось об эффективности госкорпораций.

Юлия МИРОНОВА