|
|
N°140, 06 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерная мечта Мьянмы
Бирманские генералы хотят принести атом в больницы
Слухи о ядерных амбициях Мьянмы (бывшая Бирма) сильно преувеличены, и безъядерному статусу Юго-Восточной Азии ничто не угрожает. К такому выводу пришли спецслужбы Таиланда после проверки информации о разработке в соседней Мьянме ядерной программы в военных целях. «Эти данные пока не подтвердились», -- заявил глава таиландского совета безопасности Тавил Плиенсри. МИД и спецслужбы намерены «внимательно отслеживать вопрос», подчеркивают в Бангкоке.
Поводом для этих заявлений стал доклад о ядерной программе Мьянмы, опубликованный на днях в газетах «Бангкок пост» и «Сидней морнинг геральд». Его авторы -- эксперт центра ядерных исследователей при Австралийском национальном университете Десмонд Болл и его соотечественник журналист Фил Торнтон. Они работали над документом два года. Десмонд Болл хорошо известен в научных кругах -- он написал более 40 книг о ядерной стратегии и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В докладе утверждается, что за последние годы военный режим Мьянмы «с помощью Северной Кореи и России далеко продвинулся в освоении ядерных технологий»: «К 2014 году Мьянма может создать атомную бомбу и стать ядерной державой». Авторы ссылаются на данные радиоперехватов и интервью с двумя перебежчиками из Мьянмы, имевшими допуск к секретным досье. В июле этого года госсекретарь США Хиллари Клинтон уже выразила озабоченность возможным сотрудничеством в ядерной сфере между Мьянмой и КНДР.
В 1989 году власть в Мьянме захватили военные, и страна взяла курс на самоизоляцию. Тем не менее в 1992 году она присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а в 1995-м подписала Бангкокский договор, объявивший Юго-Восточную Азию зоной, свободной от ядерного оружия. Однако действия военной хунты по подавлению внутренней оппозиции послужили поводом для принятия в 2003 году международных торговых санкций против Мьянмы, которые действуют до сих пор.
Слухи о бирманской ядерной программе вызвали обеспокоенность в регионе и за его пределами. «Когда такие амбиции демонстрирует тоталитарный режим, это настораживает вдвойне, даже если речь идет о государстве -- участнике ДНЯО», -- заметил «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Белоус. Мьянма «закрытое государство, его трудно контролировать», замечает наш собеседник. Он напомнил, что рядом, в Южной Азии, уже есть два ядерных государства -- Индия и Пакистан. В 1998 году, на пике военного противостояния, они демонстративно обменялись ядерными испытаниями. Индия и Пакистан не подписывали ДНЯО, но в отличие от Мьянмы являются союзниками США в регионе.
Сегодня в Мьянме, по данным Болла и Торнтона, «в полную силу» действуют десять урановых рудников и два атомных объекта. На одном из них «работают российские специалисты, обучающие местный персонал технологиям переработки плутония». Впрочем, в госкорпорации «Росатом» это не считают сенсацией. В ее пресс-службе «ВН» напомнили, что в мае 2007 года Россия подписала с Мьянмой соглашение о строительстве исследовательского ядерного реактора на легкой воде и центра ядерных исследований. Реализует контракт компания «Атомстройэкспорт». Как пояснили в «Росатоме», реактор для Мьянмы невозможно переориентировать на военные нужды, он будет использоваться для выработки медицинских изотопов. Да и топливо для реактора полностью соответствует нормам Международного агентства по атомной энергии, с которым Мьянма подписала соглашение о гарантиях.
В прошлом месяце в южнокорейских СМИ появились статьи с намеком на возможность передачи Мьянмой Северной Корее технологий, полученных от России. Москва отреагировала незамедлительно. «Наше сотрудничество с Мьянмой в мирном использовании атомной энергии абсолютно легитимно. Никаких оснований для ограничений здесь нет», -- заявил представитель МИДа Андрей Нестеренко.
Власти Мьянмы утверждают, что российский реактор строится исключительно для здравоохранения. В докладе Болла--Торнтона эти доводы названы «абсурдными»: мол, Мьянма слишком отсталая страна, чтобы так заботиться о своей медицине. А вот генерал Белоус полагает, что «по той же причине Мьянма вряд ли способна создать ядерное оружие в сжатые сроки»: «Нет ни серьезной научно-технической базы, ни необходимого количества ядерных материалов». КНДР продвигала свою ядерную программу более 20 лет, напоминает эксперт, а Иран «годами наращивает количество центрифуг, без которых невозможно получить обогащенный уран». Появление доклада австралийцев собеседник «ВН» связывает с «международной политической игрой». Ее цель -- «просигналить Мьянме, что ее ядерные контакты находятся под пристальным вниманием».
Борис ЮНАНОВ