|
|
N°139, 05 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кимирсения для Билла
Северная Корея разбила чету Клинтон
Билл Клинтон, американский президент в 1993--2003 годах, был удостоен встречи с северокорейским лидером Ким Чен Иром, с которым, как сообщило вчера северокорейское информагентство ЦТАК, «обменялся мнениями по широкому кругу вопросов и передал устное послание президента Барака Обамы». Хотя информацию насчет послания пресс-служба Белого Дома в Вашингтоне тут же опровергла, кажется ясным, что Билл Клинтон прибыл в Пхеньян не только с частной миссией.
Гость приехал в Северную Корею с визитом, заранее не объявленным, и без сопровождения официальных лиц своей страны. Своих целей он не раскрыл, но в ЦТАК на расспросы журналистов сказали, что речь, вероятно, зайдет о возможности помилования осужденных в КНДР американских журналисток: 32-летней Лоры Линг и 36-летней Юны Ли. «Миссия по освобождению журналисток носит частный характер, и мы не будем давать комментарии, дабы не помешать переговорам», -- сообщила пресс-служба Белого Дома.
В пхеньянском аэропорту Сунан американца встретил радушный заместитель главы МИДа 66-летний Ким Ге Гван. Как раз он возглавлял делегацию Северной Кореи на шестисторонних переговорах по ее ядерной проблеме. Маленькая девочка в школьном платьице и с пионерским галстуком вручила 62-летнему гостю букет кимирсении -- сорта цветов, названного в честь покойного отца нынешнего северокорейского лидера. Дружелюбие, проявленное к Биллу Клинтону, заметно контрастировало с оценкой, данной Пхеньяном деятельности его супруги -- 61-летней Хиллари Клинтон, являющейся госсекретарем США. Пхеньян явно не воспринимает эту чету как единое целое.
Менее двух недель назад, 23 июля, представитель МИД КНДР сказал, что глава госдепа «сделала несколько вульгарных замечаний, позволяющих усомниться в ее умственных способностях»: «Мы не можем серьезно относиться к женщине, использующей такую риторику и пренебрегающей всеми нормами международного дипломатического этикета». Дипломат призвал госсекретаря «попытаться понять положение дел в мире», посетовав на то, что «она иногда ведет себя подобно школьнице начальных классов, а иногда как пенсионерка, которая пошла по магазинам».
Столь резкая реакция последовала на слова г-жи Клинтон, назвавшей КНДР «непослушным ребенком»: этой весной Пхеньян запустил баллистическую ракету большой дальности и провел второе ядерное испытание, а в ответ на осуждение этих действий Совбезом ООН вышел из шестисторонних переговоров. Госсекретарь также заявила, что обвинения в адрес Лоры Линг и Юны Ли «лишены оснований».
Северокорейские пограничники арестовали журналисток (Линг китайского происхождения, Ли -- корейского) в марте, когда женщины на границе с Китаем делали телерепортаж о беженцах из КНДР. На суде в июне они признались в сборе материалов с целью обвинить Северную Корею в нарушении прав человека. Журналистки были приговорены к 12 годам исправительных работ за «тяжкие преступления против государственного строя КНДР». Работали они на калифорнийский телеканал «Каррент-ТВ», одним из владельцев которого является Альберт Гор -- вице-президент в администрации Билла Клинтона.
У США, активно участвовавших в корейской войне 1950--1953 годов, никогда не было дипотношений с Северной Кореей. Но визит экс-президента США -- второй такого рода, поскольку в 1994 году (тогда Ким Чен Ир возглавил страну после смерти отца) Билл Клинтон направил в Пхеньян бывшего президента Джимми Картера. В итоге в том же году США и КНДР подписали рамочное соглашение о прекращении северокорейских ядерных программ в обмен на предоставление Пхеньяну легководного реактора. В 1995 году при участии США, Южной Кореи и Японии была создана КЕДО -- Организация по энергетическому развитию Кореи. Но республиканцы, завоевавшие вскоре большинство в конгрессе, заблокировали проект.
Правда, в 2000 году Ким Чен Ир в Пхеньяне обсуждал с госсекретарем Мадлен Олбрайт возможность визита Клинтона, но времени на него из-за скандала по делу сексуальной связи президента с Моникой Левински не осталось. Тем не менее в Пхеньяне хорошо относятся к Биллу Клинтону, что может помочь находящимся в тюрьме журналисткам.
Александр САМОХОТКИН