|
|
N°136, 31 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несогласным аннулируют лицензию
Фармкомпании научат рассчитывать "справедливую" цену на лекарства
Постоянное повышение цен в российских аптеках грозит свести на нет все популистские потуги Белого дома, направленные на увеличение пенсий. Вчера руководители правительства не только признали этот ставший уже давно очевидным факт, но и одобрили план расширения на фармацевтическом рынке элементов госрегулирования. Премьер Владимир Путин, отметив, что лекарства в России дорожают быстрее других жизненно важных товаров, одобрил давно предлагавшуюся Минздравсоцразвития концепцию регистрации отпускных цен на основные медикаменты. «Производители должны доказывать обоснованность пересмотра цен на жизненно важные медикаменты, а федеральные органы власти получить действенные инструменты проверки их расчетов, в том числе и право отказать в регистрации завышенных цен», -- расшифровал сверхзадачу нововведения глава правительства. Но если «тормозить» переписывание аптечных ценников и прайс-листов дистрибьюторов власти будут в той же манере, как и в первые полгода, регистрировать чиновникам придется цены, существенно отличающиеся от нынешних.
По данным маркетингового агентства DSM Group, рост цен на лекарства в первом полугодии 2009-го составил 15,4%. Владимиру Путину представили выкладки «Росздравнадзора», использующего в расчетах более узкую группу жизненно важных препаратов, и повышение вышло еще более существенным. «В первом полугодии цены на лекарства выросли на 18,3%», -- огласил подсчеты надзорного ведомства премьер-министр. Независимые аналитики полагают, что такой рост объясняется по большей части общей макроэкономической ситуацией. «Это было неизбежно, поскольку 75% препаратов на нашем фармрынке -- это импорт, а оставшиеся 25% скорее квазиотечественные лекарства, поскольку для их производства используются импортные субстанции», -- напомнил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Однако г-н Путин, судя по всему, пользуется трудами совсем других аналитиков -- премьер весьма жестко заявил вчера, что «объективных оснований для такого взвинчивания цен нет». На появление у главы правительства такого убеждения вполне могли повлиять другие статистические данные, иллюстрирующие, что далеко не всегда повышение стоимости медикаментов можно объяснить, например, изменением курсов валют (учитывая сильную зависимость российского фармрынка от импорта, кросс-курсы становятся весьма важным ценообразующим фактором). В частности, по данным главы комитета Госдумы по охране здоровья Ольги Борзовой, в амбулаторном сегменте в первые месяцы года российские лекарства подорожали на 22%, в то время как импорт -- только на 12%. Премьер возмущался и тому, что в разных регионах страны цена на одно и то же лекарство «различается порой в два-три раза». Г-н Путин сделал вывод, что «речь идет о стремлении фармацевтических компаний и многочисленных посредников извлекать сверхприбыли, пользуясь несовершенством правовой базы и другими лазейками». И призвал эти лазейки закрыть.
По большому счету цифры, которые подготовили для премьера ко вчерашнему заседанию правительства, едва ли стали для него откровением -- во время своих многочисленных встреч с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой после начала кризиса г-н Путин не раз поднимал вопрос о стремительном росте цен на лекарства. Контрмеры, предложенные министром и оформленные в принятое вчера постановлении правительства «О совершенствовании госрегулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», тоже давно известны. Концепция регистрации цен производителями и дистрибьюторами и создание всероссийской сетки торговых надбавок были обнародованы министерством несколько месяцев назад и принципиально не изменилась. И несмотря на то, что премьер, мягко говоря, никогда не был противником активного вмешательства государства в рыночные процессы, решение по такому социально важному вопросу заняло у него и других руководителей кабинета довольно длительное время. Зато его оглашение Владимир Путин традиционно сопроводил угрозами -- он предупредил участников фармрынка, что «за нарушение порядка ценообразования вводится серьезная ответственность -- вплоть до отзыва лицензии».
Но в ближайшие полгода эта кара никому не грозит. Как предполагает Минздравсоцразвития, обязательной регистрация цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) станет с 1 марта 2010 года. До этого момента, так же как это было и раньше, производители медикаментов могут зарегистрировать отпускные цены в порядке доброй воли. С весны же следующего года им придется в обязательном порядке регистрировать цену вместе с регистрацией самого препарата в «Росздравнадзоре». Методические указания расчетов «справедливой» цены экономисты из ведомства г-жи Голиковой обещали представить до конца этого года, но общий принцип уже известен: отечественным производителям предложат ориентироваться на средний уровень ценников на аналогичные препараты на российском рынке, иностранцам -- на референтные цены на их продукцию на зарубежных рынках. Одновременно правительство посредством Федеральной службы по тарифам ограничит и самодеятельность регионов в утверждении предельных торговых надбавок на лекарства. Предполагается, что в ближайшем будущем будет составлена единая для всей страны методика установления надбавок, и ФСТ будет следить за ее соблюдением в субъектах федерации.
В Минздравсоцразвития рассчитывают, что все эти меры «позволят усовершенствовать государственное регулирование цен на лекарственные средства», и намерены в обозримом будущем закрепить эти нормы в готовящейся сейчас новой редакции закона «О лекарственных средствах». Одобривший предложения г-н Путин все же призвал посмотреть, «как оно будет работать на практике», видимо, предполагая, что реакция рынка на введение обязательной регистрации отпускных цен может не совсем соответствовать ожиданиям чиновников.
О вероятности такого сценария предупреждают и аналитики. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» генеральный директор агентства DSM Group Александр Кузин выразил сомнение в том, что такие меры позволят остановить неизбежную из-за нашей инфляции и изменения валютных курсов постоянную смену ценников в аптеках. «Хотя такое новшество застрахует от резкого скачка цен, возможного сегодня -- теоретически ничто не мешает любому производителю удвоить цену в любой момент», -- признал он. Г-н Кузин полагает, что административный подход может не оправдаться в том случае, если на производителей будет оказываться серьезное давление с целью заставить их зарегистрировать такие низкие цены, которые руководители отрасли могут безболезненно продемонстрировать главе правительства. Следствием этого может быть появление дефицита на некоторые жизненно важные лекарства и «компенсационный» рост цен на менее значимые препараты, считает эксперт.
Давид Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта» согласен с тем, что участники рынка могут отреагировать на давление со стороны правительства, однако он полагает, что все же в большей степени цены на лекарства в ближайшее время будут зависеть от укрепления курса рубля. «Сейчас рубль укрепился, и мы наблюдаем снижение цен в аптеках», -- пояснил он. В то же время эксперт отметил, что в условиях, когда 99% участников рынка являются частными операторами, государству следует быть осторожнее с рычагами давления и обращать внимание не только на фармкомпании, но и на региональных чиновников, устанавливающих правила игры на своих территориях. По его словам, непрозрачность товаропроводящей цепочки от производителя к прилавкам и большое количество посредников объясняется зачастую желанием бюрократов на местах обеспечить преференции для дружественных им местных компаний. Крупным дистрибьюторам, чтобы получить право работать в регионе, порой приходится действовать через мелких привилегированных посредников, и в итоге, чтобы вся цепочка могла заработать, устанавливается максимальная торговая надбавка, назвал г-н Мелик-Гусейнов еще одну причину сохранения высоких цен.
Олег ВОЛКОВ