|
|
N°135, 30 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Словарь заимствований
Россия будет наращивать госдолг, чтобы расплатиться по соцобязательствам
Вчера бюджетная комиссия правительства рассмотрела основные параметры бюджета на 2010 год и плановый период 2011--2012 годов. Впервые за все последние годы собственных доходов бюджета не хватит даже на исполнение социальных обязательств, законодательно закрепленных на будущий год. А значит, придется приступать к активным заимствованиям, и здесь перспективы не самые веселые: внутренний рынок явно не способен обеспечить заявленную сумму, и это понимают даже в самом Минфине. Внешние же заимствования в нынешних условиях будут не слишком дешевыми, и это послужит плохим ориентиром для частных российских заемщиков. При этом ожидаемая структура бюджетных расходов не дает стимулов к выходу экономики из кризиса. А дефицит бюджета на 2010 год запланирован в объемах, превышающих те, которые сами власти еще этой весной называли чрезмерно рискованными.
По самым последним расчетам, дефицит федерального бюджета в 2010 году значительно превысит объявленную ранее цифру в 5% ВВП и достигнет 7,5%, или 3,187 трлн руб. "Уровень бюджетного дефицита на 2010 год в 5% ВВП означает, что на среднесрочную перспективу мы создаем экономике чрезмерные риски. Надо подумать над тем, как снизить этот дефицит», -- заявлял помощник президента Аркадий Дворкович на расширенной коллегии Минфина 14 апреля. В результате дефицит не снизится, а увеличится.
Пожалуй, единственная строка, которая не претерпела значительного изменения по сравнению с предыдущими прогнозными значениями, это расходы: они составят 9,822 трлн, при этом, как разъяснил премьер-министр Владимир Путин, 73% расходов будут иметь социальный характер, а значит, урезанию не подлежат.
«В эти 73% включены трансферты во внебюджетные фонды и все социальные выплаты. Это наши обязательства на 2010 год», -- заверил в нерушимости слов главы правительства директор бюджетного департамента Минфина Алексей Лавров. По его словам, на 2010 год запланировано даже увеличить -- по сравнению с текущим годом и более ранними планами на следующий -- расходы на поддержку внебюджетных фондов и социальные выплаты, не будет снижена оплата труда бюджетников. Останутся без изменений расходы на оборону, проведение саммита АТЭС, на финансирование Олимпиады-2014 в Сочи. Урезанию подлежит ряд инвестиционных и федеральных целевых программ, расходы на содержание бюджетных организаций, субсидии. Впрочем, уточнения возможны и после внесения бюджета в правительство. В последующие годы Минфин рассчитывает сократить бюджетный дефицит -- до 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
Как нетрудно подсчитать, собственных доходов бюджета будущего года(они запланированы в объеме 6,636 трлн. руб) не хватит, чтобы гарантированно покрыть даже эти обязательства, а Резервный фонд, как ожидается, не переживет 2010 год, и правительство логично обратило свое внимание на рынок заемных средств. Пока государство рассчитывает покрыть за счет накопленных резервов примерно половину дефицита бюджета на будущий год -- 1,675 трлн руб., еще 681,7 млрд руб. будет изъято из средств Фонда национального благосостояния. Из прочих источников Минфин планирует добыть еще 830,3 млрд руб. При этом министерство рассматривало различные варианты заимствований -- от привлечения средств на внутреннем рынке до возврата к практике получения кредитов Международного валютного фонда.
Пока в правительство представлен план по выпуску в 2010 году еврооблигаций на сумму 17,78 млрд долл. (613,6 млрд руб.), как ожидается, еще 11,5 млрд руб. Россия займет у Всемирного банка. Это значительно больше ранее планировавшихся сумм в 5--10 млрд долл. Изменился и сам смысл заимствований: теперь это уже не просто ориентиры для частных российских заемщиков, как говорили еще месяц назад чиновники Минфина, но насущная необходимость для самой казны. В то же время общая сумма займов на внутреннем рынке в будущем году может достигнуть 926 млрд рублей.
Эксперты осторожно оценивают перспективы всех вариантов, не сомневаясь, впрочем, что найти средства удастся. Дело в том, что вряд ли еврооблигации удастся разместить на действительно выгодных условиях для России, а значит, не лучшие условия будут автоматически распространяться и на частные компании. Что касается внутренних ценных бумаг, то они могут отвлечь деньги инвесторов от других насущных проектов. При этом, как ожидается, внешний долг России вырастет в 2010 году на 54,1% -- до 2,098 трлн руб. с 1,361 трлн в 2009 году.
Все варианты увеличения государственного долга несут в себе значительные риски, но деваться на этот раз некуда -- правительство само загнало себя в ловушку, неизменно наращивая социальные обязательства, говорят эксперты.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК, называет отказ от внешних займов одним «из немногих экономических завоеваний тучных лет, с которым, очевидно, придется распрощаться в ближайшие два-три года»: «Мы попали в очень неприятную «вилку» -- завышенные социальные обязательства при низких доходах». Эксперт указывает, что правительство добровольно выбрало путь постоянного увеличения социальной нагрузки на бюджет. По его мнению, "мы можем занять и 30, и 40 млрд долл.", но последствия размещения государственных ценных бумаг в любом случае будут не самыми приятными (это прежде всего касается внутренних займов, которые вдобавок могут обескровить экономику, отвлекая деньги от реализации инвестиционных планов).
Самое же опасное не просто в растущих долгах, а в том, на что они будут тратиться. «Социальные обязательства -- это не экономические стимулы, они не несут в себе возможностей для восстановления. А жертвовать действительно антикризисными расходами, такими, как реализация инфраструктурных инвестиционных проектов, означает переводить кризис в хроническую стадию», -- говорит аналитик.
Кроме того, г-н Николаев отмечает, что правительство, кажется, уже не мечтает о большем, чем «день простоять да ночь продержаться», предпочитая выжидать появления благоприятных внешних условий.
«К сожалению, сформирована устойчивая траектория стагнации, которая, как это уже было, например, в Японии, может продолжаться годами. Действительно, мировая экономика в ближайшие два-три года начнет восстанавливаться, но это еще большой вопрос, насколько автоматически вслед за миром выйдет на стадию роста экономика российская. Режим ручного управления, который в последнее время предпочитает правительство, отдаляет нас от рыночной экономики, а именно благодаря ей в 1998 году экономика быстро восстановилась после дефолта, включив механизмы импортозамещения. Но все более активное использование элементов ручного управления экономикой делает ее все менее восприимчивой к сигналам извне», -- предупреждает экономист.
Юлия МИРОНОВА