|
|
N°134, 29 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железно дороже
Калининградским властям оказалось легче договориться по тарифам с Минском и Вильнюсом, чем с Москвой
Вопрос тарифов уже несколько лет считается одним из наиболее больных для калининградских властей. Не единожды областные чиновники заявляли, что грузопоток на калининградском направлении усыхает из-за недружественных действий Литвы, которая год за годом поднимает цену железнодорожного транзита по своей территории. Потом аналогично поступила и Белоруссия. А с июля тарифные ставки подняла и Россия.
Перевозка грузов регулируется прейскурантом №10-01 РЖД, указанные в нем тарифы увеличены на 5,7%. Касается это и калининградского направления. Губернатору самого западного региона РФ Георгию Боосу пришлось отправить премьер-министру России Владимиру Путину письмо с просьбой сделать для Калининградской области исключение. «Такое обращение отправлено в федеральное правительство на имя председателя. Мы просим, чтобы повышение тарифов на доставку грузов не распространялось на Калининградскую область. Ответа пока нет», -- сказал «Времени новостей» представитель областного министерства развития инфраструктуры Николай Гуряков.
Местные власти оказались в двусмысленной ситуации. Ведь до сих пор считалось, что именно Литва -- главный источник проблем с грузоперевалкой на калининградском направлении. Генконсулу Литвы в Калининграде Вацлаву Станкевичу даже пришлось однажды объясняться в СМИ: «Насколько мне известно, в тарифном вопросе Калининградская область больше страдает от действий не Литвы, а Белоруссии. Уместнее было бы обвинять не только нас, но и обратиться к вашему союзному государству, поговорить с ним. Если бы Белоруссия урегулировала вопрос, то областные порты «задышали» бы гораздо легче».
Белоруссия действительно подняла тарифы, но публично говорить об этом стали лишь в 2009 году, тогда как Литве перепадало «на орехи» регулярно. Губернатору Боосу даже пришлось обращаться к главе Минтранса РФ Игорю Левитину, чтобы тот поднял вопрос «дискриминационных тарифов» на более высоком уровне. Теперь же выяснилось, что тарифы повысила сама Россия.
Еще в апреле начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин заявлял: именно из-за роста тарифов (Литва в последний раз увеличила их на 11,5%, Белоруссия -- на 14,5%), помноженного на общее снижение бизнес-активности вследствие кризиса, объем грузоперевалки на калининградском направлении упал почти на 50%. В частности, сократились перевозки сырой нефти, бензина, мазута, чугуна, удобрений, кокса, древесины. В то же время по итогам первого квартала 2009 года порты Латвии и Эстонии увеличили объем перевозок -- грузоотправители стали уходить туда, где выгоднее.
Руководство КЖД предложило литовским и белорусским железнодорожникам выработать совместные меры, которые позволят перераспределить грузопоток, пересмотреть тарифную политику. «Сокращение на 50% перевозок по территории Литвы и Белоруссии -- это серьезный удар и по их экономике тоже. Для них, как и для нас, проблема привлечения грузов имеет первостепенное значение», -- говорил тогда глава КЖД. Из-за кусачих тарифов на железнодорожные перевозки более востребованной стала доставка грузов на пароме из Балтийска (порт в Калининградской области) в Усть-Лугу (Ленинградская область) -- пусть дольше, но дешевле.
В мае стало известно, что Минск и Вильнюс калининградский «месседж» услышали, серия трехсторонних переговоров не прошла даром. Начался пересмотр тарифных ставок, затем и снижение (в частности, на перевозку леса, нефтепродуктов, минерально-строительных грузов, зерна, автомобилей, каменного угля и металла). А в середине июля в Минске прошло очередное совещание, по итогам которого удалось договориться о существенных объемах перевалки на калининградском направлении.
«Сегодня тарифы БЖД в целом снижены до уровня июня 2008 года. Белорусская сторона по просьбе калининградских партнеров решила уменьшить цену доставки по нашей территории чугуна на 30%, а черных металлов -- на 57%. Как я понимаю, такой подход более чем устраивает калининградцев. Особенно если учесть, что до конца года планируется перевезти 1 млн тонн чугуна и металла!» -- пояснил «Времени новостей» руководитель отделения посольства Белоруссии в РФ в Калининграде Евгений Тимохин. Решение распространяется на перевозки грузов ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ОАО «Тулачермет».
Калининградские портовики уже прислали президенту Белоруссии Александру Лукашенко благодарственное письмо, написав, что ждут не только грузов, но и самого "батьку" в гости. «Да, всем, конечно, надо зарабатывать деньги. Однако делать это можно по-разному: мы решили, что во главу угла необходимо ставить не тарифы, а объемы перевезенных грузов», -- пояснил г-н Тимохин. Кризис заставил Литву и Белоруссию прийти к пониманию, что перевозить немного дорогих грузов менее выгодно, чем большой объем дешевых».
Теперь калининградцам хорошо бы добиться того же и от РЖД. Как дипломатично заметил г-н Тимохин, необходима согласованная политика всех участников транспортно-логистической цепочки, требуется менять российские тарифные условия с учетом специфики самого западного региона РФ.
Вадим СМИРНОВ, Калининград