|
|
N°131, 24 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Через Красное море к Ленину и Че Геваре
В Зальцбурге будет много русской музыки
Завтра открывается Зальцбургский фестиваль -- крупнейший музыкально-театральный форум Европы. Программа была объявлена еще в ноябре, однако вскоре стало известно, что нынешний интендант форума Юрген Флимм собирается возглавить Берлинскую государственную оперу и не намерен продлевать контракт в Зальцбурге. В мае был назван преемник -- директор Цюрихской оперы Александр Перейра. И хотя номинально Флимм остается на должности еще два года, по многим свидетельствам, грядущая работа в Берлине занимает его куда больше. Поэтому нынешний фестиваль, третий для Флимма и его команды, будет оцениваться как итоговый.
Под девизом «Игра властных» в оперной программе форума представлены сочинения Генделя, Моцарта, Ноно, Россини, Гайдна и Бетховена. Фестиваль откроет премьера сценической версии оратории Генделя «Теодора» (дирижер Айвор Болтон). Партию главной героини, христианки, отказавшейся приносить жертвы Юпитеру, исполнит блистательная Кристина Шефер. Спектакль ставит Кристоф Лой; этим летом здесь идет и другая работа тандема Болтон--Лой -- "Армида" Гайдна, впервые показанная в Зальцбурге два года назад и также посвященная религиозным конфликтам.
Еще три оперы объединяет тема борьбы за свободу. «Фиделио» Бетховена дважды прозвучит в концертном исполнении с участием дирижера Даниэля Баренбойма и его оркестра «Западно-Восточный диван». Над оперой Россини «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» работает сам Юрген Флимм -- это его первая постановка в Зальцбурге за пять лет. Следует выделить «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно -- оперы второй половины ХХ века на фестивале не шли уже шесть лет. Собственно, это не столько опера, сколько грандиозный коллаж, который создали Ноно и Юрий Любимов на основе текстов Брехта, Ленина, Горького, Маркса, Фиделя Кастро, Артюра Рембо и еще ряда авторов. Здесь слиты события Парижской коммуны, русской революции 1905 года, боливийской борьбы Че Гевары, а среди разнообразных героев появляются горьковские Ниловна (мать) и Павел Власов (сын). Дирижер Инго Метцмахер -- признанный специалист по современной музыке.
Режиссер Клаус Гут завершает работу над знаменитой трилогией Моцарта. В 2006 году к 250-летию композитора Гут с успехом сервировал главное блюдо юбилейного фестиваля -- «Свадьбу Фигаро»; два года назад, в первое интендантское лето Флимма, ее повтор стал единственным украшением оперной программы. Прошлым летом Гут на столь же высоком уровне поставил «Дон Жуана», лучший спектакль фестиваля. Теперь он занят третьей оперой цикла -- «Так поступают все женщины», где в партии Деспины выступит великолепная Патрисия Петибон. В пару к премьере вновь повторят «Фигаро». В составе произошли изменения, однако Графиню по-прежнему поет Доротея Решманн, возвысившая эту роль до главной.
Насколько неровной и пестрой казалась оперная часть двух последних фестивалей, настолько же насыщенной и гармоничной была их концертная программа, за которую в команде Флимма отвечает пианист и просветитель Маркус Хинтерхойзер. Он не стал кардинально менять систему концертов. Фундаментом остаются пять программ Венского филармонического оркестра, но добавлено к ним много нового. Во-первых, два ежегодных спецпроекта: один посвящен какому-либо композитору ХХ века, другой -- кому-то из великих романтиков. Во-вторых, на немалый срок приглашено нескольких оркестров, дабы в Зальцбурге была представлена серия эксклюзивных программ, не звучащих на других фестивалях.
Один из циклов стартует в первый же день -- все симфонии Бетховена за четыре вечера представит Deutsche Kammerphilharmonie (Бремен) во главе с Пааво Ярви. Как утверждает Хинтерхойзер, это лучшее исполнение Бетховена, что можно услышать сегодня. Серию из трех гайдновских концертов приготовил ансамбль «Музыканты Лувра-Гренобля» под управлением Марка Минковского. 200-летию со дня смерти Гайдна посвящен ряд вечеров, в том числе финальный, где оратория «Времена года» прозвучит под управлением Саймона Рэттла.
«Западно-Восточный диван», побывавший в Зальцбурге в качестве приглашенного оркестра два года назад, ныне участвует в исполнении «Фиделио» и мастер-классе Даниэля Баренбойма, играет симфоническую программу (Лист, Вагнер, Берлиоз) и две камерных (Мендельсон, Берг, Шенберг и Булез, который сам продирижирует свои сочинения). Баренбойм будет аккомпанировать Анне Нетребко, которая споет Чайковского и Римского-Корсакова. Еще одну русскую программу представит молодой дирижер Густаво Дудамель; он дебютирует за пультом Венского филармонического оркестра с сочинениями Стравинского и Чайковского.
Сольным концертом пианиста Аркадия Володося открывается проект «Сцены из Листа», восемь концертов которого включают музыку Шуберта, Баха, Алкана, Паганини и классику ХХ века. Наиболее неожиданно будет услышать в этом контексте Галину Уствольскую и Четырнадцатую симфонию Шостаковича. Вообще Шостаковича здесь как никогда много -- три симфонии и три квартета. Маркус Хинтерхойзер объясняет: фестиваль посвящен теме власти и ее связи с музыкой.
В цикле «Континент Вареза», посвященном одному из главных новаторов ХХ века, франко-американскому композитору Эдгару Варезу, -- восемь вечеров. Прозвучит большинство сочинений самого Вареза на фоне музыки его современников и последователей -- Шенберга, Ноно, Фелдмана, Ксенакиса, Гризе, Дюсапена... В рамках серии Хинтерхойзер придумал еще одну неожиданную пару: один из концертов наполовину отдан музыке Клаудио Монтеверди. Композиторов разделяет несколько столетий, однако Варез, как ни странно, был пропагандистом музыки Шютца и Монтеверди задолго до «барочной революции»: стало быть, и Монтеверди принадлежит к кругу Вареза.
Что до участников из России и бывшего СССР, то в Зальцбурге выступят пианисты Григорий Соколов, Евгений Кисин, Валерий Афанасьев и Борис Березовский, скрипачка Патриция Копачинская, виолончелист Миша Майский, певцы Анатолий Кочерга и Ильдар Абдразаков, дирижеры Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Андрис Нелсонс... Сильный «русский уклон» афиши подчеркнут и в театральной программе: прошлогоднюю постановку «Преступления и наказания» под занавес сыграют аж семь раз.
Илья ОВЧИННИКОВ