Время новостей
     N°130, 23 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2009
Незамужняя чиновница -- мечта банкира
Владимиру Путину рассказали в Сбербанке кредитные истории
Премьер-министр Владимир Путин, который недавно с выездом «на места» изучал цены в розничной торговле, вчера изучал цены на деньги -- тоже в месте непосредственного нахождения изучаемого предмета. В центральном офисе Сбербанка г-н Путин провел совещание на тему «О ситуации в банковском секторе и о кредитовании реального сектора экономики», к участию в котором были приглашены главы Центробанка и Минфина и руководители семи крупнейших банков страны -- Альфа-банка, Газпромбанка, МДМ-банка, Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка и Россельхозбанка. Как известно, в понедельник Сбербанк пережил серьезное ЧП -- в столичных отделениях дала сбой только что установленная операционная система. Вчерашний визит главы правительства банк пережил спокойно -- в операционном отделении на глазах у премьера продолжали обслуживать клиентов.

Буквально за час до встречи в Сбербанке премьер-министр принял в своей резиденции в Ново-Огареве последовательно двух губернаторов -- Ярославской области Сергея Вахрукова и Новгородской области Сергея Митина. Г-н Путин поинтересовался у них, как в регионах обстоят дела с кредитованием реального сектора. Губернаторы несколько разошлись в оценке деятельности банков: по словам г-на Вахрукова, экономика региона не выдерживает чрезвычайно высоких ставок по кредитам, а г-н Митин заступился за финансовые учреждения, «инертность и консерватизм» которых на сегодняшний день «в какой-то степени оправданы». Неизвестно, какое мнение сложилось у Владимира Путина по итогам этих встреч, но работой Сбербанка он вроде бы остался доволен.

В преддверии совещания правительственные источники подчеркивали, что Белый дом намерен постоянно отслеживать реализацию кредитными организациями соглашения о росте кредитования реального сектора экономики под дополнительно выделенные из федерального бюджета на эти цели госгарантии в размере 300 млрд руб. Напомним, что решение об этом было озвучено на совещании в правительстве 29 июня, когда г-н Путин убедительно попросил руководителей ведущих банков, прежде всего с госучастием, активно работать над выполнением поставленных задач и даже отложить отпуска до более спокойных времен, которые еще явно не наступили. «Пока не преодолена тенденция к прекращению роста кредитного портфеля нефинансовых организаций. Высокими остаются риски кредитования и соответственно процентные ставки по кредитам. С другой стороны, отмечается снижение спроса на кредитные ресурсы -- в связи с сокращением производственной активности и ухудшением финансового положения заемщиков. Кроме того, экономике страны по-прежнему не хватает длинных кредитов», -- говорил правительственный источник.

В штаб-квартире Сбербанка на улице Вавилова премьера первым делом повели в операционное управление. Герман Греф явно с гордостью демонстрировал образцово-капиталистическую организацию работы вверенного ему банка. Он особо упирал на клиентоориентированность, быстрое и качественное обслуживание и представил премьеру сотрудницу банка, только что получившую сбербанковский «Оскар» за отличное обращение с клиентами.

Но премьер твердо держал правительственную линию и высказал особую озабоченность вопросами кредитования. Клиентоориентированность представителей Сбербанка и здесь оказалась на высоте -- г-ну Путину предложили лично ознакомиться с анкетой заявителя и заверили, что кроме этого документа в банк потребуется предоставить только паспорт. Но наглядно продемонстрировать оформление кредита Владимиру Путину не смогли: операция кредитования единственная, которую именно в этом управлении не осуществляют. Видимо, в связи с этим Герман Греф заметил, что «Сберкасса №1» -- так еще называют отделение в здании головного офиса -- «далеко не самое лучшее отделение».

Возвращаясь к кредитованию, главный риск-менеджер Владимир Кулик рассказал, что раньше заявка клиента рассматривалась 14 рабочих дней 11 сотрудниками, а сейчас -- одним человеком в течение 1--3 дней. При этом сотрудник оценивает потенциального заемщика даже по таким параметрам, как наличие наколок. «Дискриминируете людей по наколкам?» -- поинтересовался премьер. Но Герман Греф, не смутившись, привел статистику, доказывающую эффективность такой методики, и озвучил мечту банкира -- примерный портрет самого надежного заемщика: «Женщина 30--40 лет, не замужем, работает на госслужбе, один ребенок -- шанс не вернуть кредит в этом случае 0,03».

Презентовать стратегию развития банка было поручено старшему вице-президенту Денису Бугрову. Он, в частности, рассказал премьер-министру, что Сбербанк планирует к 2014 году увеличить прибыль в два-три раза по сравнению с 2008 годом (и 5% чистой прибыли получать от зарубежных операций) и как минимум наполовину -- производительность труда. Г-н Бугров сказал, что банку требуется комплексная модернизация, иначе «мы не сможем реализовать задачи». Низкая конкурентоспособность банка, по его мнению, иллюстрируется его долей на ипотечном рынке Москвы -- менее 10% в 2007 году. Но премьер успокоил молодого менеджера: «Может, это и помогло вам и кризис пройти», -- улыбнулся он.

После недолгого обсуждения положения собственно Сбербанка премьер открыл совещание. Тон вступительного слова был очень миролюбивым. Премьер не стал делить финансовый и реальный сектора по принципу «угнетатели» и «угнетенные», объединив всех в единую группу пострадавших от кризиса. Г-н Путин напомнил, для чего собрал здесь финансистов - «посмотреть на то, что происходит в финансовом секторе экономики, и поговорить о том, что происходит в экономике в целом». Глава правительства еще раз обратил внимание, что государство со своей стороны делает все для стабильности как в банковском, так и в реальном секторах: снижает ставку рефинансирования (с 13% до 11%), упрощает порядок предоставления госгарантий по кредитам системообразующим предприятиям и организациям оборонного комплекса (сейчас при нарушении заемщиком своих обязательств банки могут воспользоваться гарантией и получить средства из бюджета до реализации залоговой массы). «А сам объем государственных гарантий составляет 300 млрд рублей. Кроме того, в бюджете предусмотрено еще дополнительно 280 млрд рублей на реализацию мер по поддержке банковской сферы, 100 млрд рублей уже получил Внешэкономбанк и 180 млрд рублей -- Внешторгбанк. Принят закон, позволяющий государству входить в капитал банков, приобретая их привилегированные акции», -- перечислил премьер очевидные заслуги правительства в поддержке банков.

Но все это для того, чтобы отстроить систему, «в рамках которой получение банками помощи от государства жестко увязано с выполнением ими обязательств по сохранению и расширению объемов кредитования». В частности, банки, которые увеличили свой капитал за счет субординированных кредитов из средств Фонда национального благосостояния, должны выдавать кредиты реальному сектору экономики по ставке ЦБ плюс 3%, то есть 14%. Премьеру пришлось признать, что «не всегда так получается до сих пор у всех», что в переводе с дипломатического означает - вряд ли найдется хоть одна компания, которая смогла в последние полгода получить кредит под такие проценты. Тем не менее, Владимир Путин не оставляет надежды, что когда-нибудь так и будет: «Правительство обратилось к государственным банкам с просьбой увеличить в июле текущего года выдачу новых кредитов экономике на сумму не менее 150 млрд. рублей».

«В тоже время, хочу подчеркнуть: конечно, уделяя серьезное внимание поддержанию объемов кредитования, мы не вправе делать это в ущерб устойчивости отечественной финансовой системы. Наша задача -- поддержать тех, кто имеет реалистичные производственные планы. Тех, кто выпускает востребованную продукцию, но сегодня не по своей вине оказался в сложном положении из-за резкого изменения конъюнктуры. То есть - нам нужно найти оптимальный баланс. Не допустить, с одной стороны, «кредитного голода», с другой -- не допустить неконтролируемого роста «плохих займов», -- премьер, очевидно, понимает, как сложно отечественной банковской системе пройти «пролив» кризиса между Сциллой и Харибдой. Как пояснил после совещания председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, в дискуссии «была названа цифра, скорее всего, 10% -- это уровень просрочки, который существует в банковском секторе сейчас по МСФО».

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Банки