|
|
N°118, 07 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ташкент сказал «нет» КСОР
И оформил это законодательно
Узбекский парламент полностью одобрил позицию президента страны Ислама Каримова по вопросу о создании Коллективных сил оперативного развертывания (КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Депутаты собрались для обсуждения этого вопроса 4 июля, спустя три недели после саммита ОДКБ в Москве, основным пунктом повестки дня которого было подписание соглашения о формировании КСОР. Президент России Дмитрий Медведев заявил по итогам саммита 14 июня, что это соглашение было подписано с учетом особого мнения Узбекистана, добавив, что Ташкент «имеет ряд сомнений, но не закрыл для себя дорогу» к подписанию соглашения. «Президент Узбекистана сказал, что будет думать над этим вопросом и еще вернется к этому обсуждению», --заметил российский президент.
Судя по дискуссии и решениям, принятым в узбекском парламенте, «особое мнение» президента Каримова теперь утверждено на законодательном уровне и приобрело официальный статус. Следовательно, «думать над этим вопросом», чтобы затем «вернуться к этому обсуждению», как надеялся Дмитрий Медведев, будет теперь непросто.
В подробном парламентском репортаже узбекского государственного телевидения подчеркивалось: «КСОР предназначен для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств -- членов ОДКБ, отражения внешней военной агрессии. При этом коллективные силы не могут использоваться как военные составляющие на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров и противостояния, которые могут возникнуть между этими государствами».
По словам депутата Исмаила Саифназарова, «сегодня на территории стран СНГ имеется ряд так называемых замороженных конфликтов», которые должны решаться только политическими средствами. Поэтому «следует исключить любую, даже гипотетическую возможность применения КСОР для их разрешения».
Г-н Саифназаров подчеркнул: «Узбекистан исходит из того, что каждая из стран -- участниц ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия и противостояния без привлечения вооруженных сил извне. Узбекистан настаивает на отражении данного момента в соглашении о КСОР, и мы всецело поддерживаем такую позицию».
Парламентарии подтвердили и другую «принципиальную позицию», занятую президентом Каримовым. «По нашему мнению, решение на развертывание и применение КСОР должно приниматься Советом коллективной безопасности только на основе консенсуса», -- заявил депутат Латиф Гулямов. «Предложение отдельных государств ОДКБ о том, что решение на применение коллективных сил принимается с согласия сторон, для которых настоящее соглашение вступило в силу, для узбекской стороны абсолютно неприемлемо, так как в этом случае нарушается принцип консенсуса», -- подчеркнул парламентарий. Согласно статье 12 устава ОДКБ все решения в организации, кроме процедурных, принимаются на основе консенсуса.
На заседании обратили внимание на предложение Ташкента включить в проект соглашения положение о том, что «государство -- член ОДКБ может направлять свой контингент, включенный в состав КСОР, а также принимать решение о вводе на свою территорию воинских контингентов других государств -- членов ОДКБ только в том случае, если это не противоречит его национальному законодательству». «Мы не можем согласиться с предложением, допускающим возможность временного применения соглашения о КСОР со дня его подписания, -- заявил депутат Акмаль Саидов. -- В таком случае теряет смысл обязательность ратификации документа, установленная конституцией страны, полностью игнорируется мнение парламентов государств -- членов ОДКБ».
10 июля в Москве состоятся межмидовские российско-узбекские консультации, посвященные председательству Узбекистана в ШОС в 2010 году. Обсуждать тему создания КСОР дипломаты вряд ли станут. Ташкент свое слово уже сказал.
Аркадий ДУБНОВ