Поправка Джексона--Вэника давно стала символом проблем в российско-американских отношениях -- по крайней мере с той точки зрения, с какой их воспринимает Москва. И у этого символа есть три специфические черты, которые как раз и подчеркивают уже почти мифологический статус принятого в 1974 году правового акта. Во-первых, мало кто знает, в чем реально суть поправки и действительно ли она важна для России и США. Во-вторых, мало кто понимает, почему она до сих пор существует. Наконец, в-третьих, почти никто теперь не берется предсказать, когда она перестанет существовать.
В пользу эмиграцииПоправка, авторами которой были демократы сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник, стала частью Торгового акта 1974 года. Она запретила наделять страну с нерыночной экономикой статусом наибольшего благоприятствования в торговле с США, если такая страна запрещает своим гражданами свободную эмиграцию. Однако сразу оговаривалось: президент может запросить для страны отложить на год применение поправки, если эта мера улучшит положение дел с эмиграцией.
Хотя поправка касалась всех стран, конгрессмены имели в виду прежде всего страны коммунистической ориентации -- СССР, восточноевропейский блок, Кубу, Китай, КНДР. Позже ее распространили на Вьетнам, Лаос, Камбоджу. Есть мнение, что в реальности поправка мало повлияла на цифры советской эмиграции. По данным профессора Дэвида Форсайта, в 1973 году, то есть за год до введения поправки, эмиграция из Советского Союза составила 34 тыс. человек, в 1978-м -- 20 тыс., а в 1979-м без всяких изменений законодательства возросла до 50 тыс. Но сами эмигранты до сих пор считают сенатора Джексона своим героем.
Поправка активно использовалась в политических делах. Так что из-под ее действия сразу были выведены Польша и Югославия. В середине 1980-х вывели Румынию и Венгрию, чуть раньше -- после восстановления отношений в 1979 году -- действие поправки приостановили для Китая.
К 1991 году стало ясно, что список стран надо радикально менять. Большинство стали рыночными экономиками и формально уже не подпадали под действие поправки. Многие готовились к вступлению в ЕС и ВТО. Условие ВТО -- «стороны предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования в торговле». Условия получения статуса этого -- выведение страны из-под действия поправки Джексона--Вэника. Хотя процедуры между собой не связаны, они взаимно обусловлены.
Поэтому разные страны имели разные механизмы и подоплеку решений о выводе из-под действия поправки. Так, три страны Балтии полностью были выведены еще в 1991 году (Эстония и Латвия вступили в ВТО в 1999-м, Литва -- 2001-м). А вот Китаю из года в год откладывали применение поправки «вручную» -- и так почти 20 лет! При этом, кстати, в отличие от России, Китай формально продолжал подпадать под условия поправки из-за отсутствия свободной эмиграции. Лишь в 2000 году, накануне вступления в ВТО конгресс проголосовал за наделение Китая статусом наибольшего благоприятствования в торговле. С Киргизией было наоборот -- из-под действия поправки ее вывели в 2000 году, хотя членом ВТО страна стала еще в 1998-м.
"Если нужно -- тратьте политический ресурс!"Что сегодня представляет для России поправка, отменить которую многие годы требуют российские политики и обещают американские президенты?
«Она важна и неважна одновременно, -- говорит Тоби Гати, старший советник юридической компании, помощник госсекретаря в администрации Билла Клинтона и одна из немногих в Вашингтоне, кто действительно знает предмет. -- Важна с символической точки зрения: это как бы признание, что багаж прошлого оставлен. Кроме того, три президента обещали отменить поправку. 16 лет прошло с момента постановки вопроса. Обещания надо выполнять... А вот с экономической точки зрения поправка неважна -- она давно не применяется ни к одной статей российского экспорта».
Российский чиновник, который многие годы ведет переговоры с американцами, рассказывает: «С нашей стороны общее отношение всегда было такое: мы понимаем, для вас это проблема. То скандал с Bank of New York, то окорочка, то Чечня, то ЮКОС, то нет республиканского большинства в конгрессе, то нет чего-то еще -- всегда у администрации возникали какие-то проблемы. Но у нас тоже всегда есть какие-то проблемы. В конце концов если вам это нужно, если вы хотите сделать шаг нам навстречу -- работайте с конгрессом! Объясняйте, что эта поправка ничего не значит, что она символизирует тяжелое наследие и только вредит этим, что это никакой не «рычаг», что в теперешней ситуации она выглядит просто смешно. Убеждайте, что поправку следует отменить, а вот в остальном вы будете жестко отстаивать национальные интересы США... Конечно, все это требует усилий. Но, по-моему, они всерьез никогда и не пытались этим заняться».
Чиновник подчеркивает, что отмена поправки важна именно как символ, как показатель готовности Вашингтона к сотрудничеству. «Мы ведь совершали свои шаги навстречу американцам -- что, закрытие военных баз на Кубе и в Камрани имело оглушительную поддержку в России? Конечно, нет. Но мы шли на это, потому что хотели двигаться навстречу Америке, потому что считаем, что для нас отношения с Америкой важны. А если вам трудно говорить с конгрессом по поводу поправки Джексона--Вэника, значит, так вы цените отношения с Россией. Тогда не рассказывайте, что эти отношения для вас важны», -- резюмирует он. Чиновник признает, что американские партнеры прямо говорили, что для президента США любое обращение в конгресс означает трату политического капитала. «Ну а что делать? -- возражает он. -- Если нужно -- тратьте политический ресурс! Тратьте в том числе и на такую «чепуху»!»
Но именно потому, что поправка с экономической точки зрения ни на что не влияет, перспективы ее отмены туманны. Для России это символ, для США -- бюрократическая процедура.
«Каждые полгода -- 30 июня и 31 декабря -- правительство проводит так называемую техническую сертификацию на предмет того, что Россия продолжает соответствовать критериям свободной эмиграции, -- поясняет старший вице-президент консалтинговой компании Блэйк Маршалл. -- Так делается с 1994 года. Затем сертификация представляется в конгресс, после чего Россия наделяется режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Кстати, не надо путать эту процедуру с освобождением от применения условий поправки на ежегодной основе. Этот механизм применяется, скажем, к Белоруссии, с Россией он другой».
Что будет, если поправку все же отменят?
Тут мнение едино: прекратится процесс представления в конгресс сертификаций. Больше никаких изменений не произойдет. Тогда возникает вопрос, почему поправку так трудно отменить и почему, собственно, она вызывает столько шума? Здесь начинается то, что называется «американские внутренние проблемы».
Бывший старший директор по России в совете национальной безопасности (при президенте Буше-младшем Томас Грэм подчеркивает, что пока поправка является элементом внутреннего политического процесса в США. «Многие в конгрессе считают, что ее существование дает рычаг влияния на Россию. Я уверен, что мы не получаем никаких выгод, а это просто раздражает Россию. Но после того как Россия вступит в ВТО, поправка однозначно начнет работать против нас, и это лучшее время для администрации получить голоса в конгрессе», -- говорил он в недавнем интервью «Времени новостей»
(см. номер от 30 июня).
Очевидно, ощущение «рычага» возникает потому, что в реальности рычагов воздействия на Россию очень мало, а значит, нужно держаться того, что имеешь. При этом мало кто вдается в суть и исходный смысл законодательства.
"У меня проблемы с курицей"Отсюда другой вопрос: неужели в США никто не может объяснить конгрессменам суть поправки? «Очень разные компании -- Boeing, Citigroup, Chevron, John Deere, Coca-Cola, Procter & Gamble, всего более сотни имен занимаются тем, что убеждают конгрессменов, сотрудников комитетов, что Россия -- важный рынок, что во многих сферах русские лучшие покупатели в мире, что у компаний там хорошие позиции и их можно укреплять, -- говорит Маршалл. -- Правда, потом российское правительство берет и повышает пошлину, например, на импорт сельхозтехники...» И John Deere становится крайне трудно объяснить в конгрессе, почему нужно что-то предоставить России. Другой пример -- автопроизводители все последние годы восхищались российским рынком, однако в докладе конгресса 2007 года говорилось: «Пошлины на автомобили плюс акцизы, пропорциональные объему двигателя, добавляют к пассажирским автомобилям, импортируемым из США, до 70% цены». И это было еще до последнего повышения ввозных пошлин.
«Потом приходит другой бизнесмен и говорит: «У меня проблемы с курицей», -- говорит Тоби Гати. «Это значительная статья американского экспорта, российский рынок очень важен для экспортеров мяса птицы, поставки на 700 млн долл. в год», -- поясняет Маршалл. Гати полагает, что если бы процедурой сертификации в двух палатах конгресса занимались комитеты по иностранным делам, было бы проще. А подкомитеты по торговле взаимодействуют не с «политическими факторами», а с бизнесом. «И все это отражается на перспективах поправки Джексона--Вэника, -- поясняет Гати, -- потому что ни один конгрессмен не скажет «мы готовы предоставить выгодные условия России», если страдает наша собственная индустрия».
Впрочем, в разгар предыдущего спора вокруг поправки Джексона--Вэника именно глава сенатского комитета по международным делам Джо Байден, ныне вице-президент США, занял жесткую по отношению к России позицию. Произошло это после того, как Россия ввела квоты на импорт птицы, и пострадали избиратели сенатора в штате Делавэр, где особенно много птичьих ферм.
Останавливает конгрессменов и состояние дел в России с интеллектуальной собственностью. Однако более любопытно, откуда пошло недоверие. Конечно, компании, обнаруживающие свои фильмы на московских развалах еще до официальных премьер, не в восторге. Но не меньший вред нанес... опыт Китая. «Когда Китай в 2001 году вступал в ВТО, он пообещал исправить ситуацию с защитой прав интеллектуальной собственности. И не исправил. После чего конгресс решил, что больше он подобных ошибок не повторит», -- пояснил представитель одной фирмы, работающий с конгрессом.
«Уже несколько лет бизнесмены убеждают конгрессменов, что не нужно увязывать Россию с китайским опытом, что надо рассматривать каждый случай отдельно», -- говорит Маршалл. Но Капитолий непреклонен. «Конгрессмены решили: «Пусть сначала мы увидим изменения». А в итоге Россия платит по китайским счетам и еще расплачивается за собственную медлительность. Потому что если бы она вступила в ВТО раньше, проблем бы не было. Но Россия часто пытается заскочить в последний вагон, получая все трудности, какие только можно получить», -- добавляет один знаток кухни Капитолия.
А что с ВТО?И вот здесь встает вопрос, который мучает обитателей Вашингтона уже почти месяц, -- что будет с вступлением России в ВТО после заявления премьера Путина о приостановке переговоров и создании прежде Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией.
Если Россия все же вступает в ВТО, то ее устав требует, чтобы страны-члены распространили друг на друга режим наибольшего благоприятствования. Тогда США неизбежно придется выводить Россию из-под действия поправки, чтобы наделить ее режимом наибольшего благоприятствования в торговле уже на постоянной основе. «Если США решат не применять статью 1 договора ГАТТ-ВТО, тогда они должны будут применить статью 13 Марракешского соглашения (об учреждении ВТО) о «неприменении многосторонних торговых соглашений между отдельными членами», -- говорит Блэйк Маршалл. Такие примеры есть: почти два года США не применяли соглашения к Киргизстану и Армении, едва успела увернуться Грузия, а к Молдавии -- члену ВТО с 2001 года -- применяются до сих пор.
В отношении России такое возможно, но маловероятно. «Это будет означать, что США добровольно отказываются от преимуществ, которые дает американским компаниям вступление России в ВТО, и, по сути, отвергают договоренности о смягчении барьеров, с таким трудом добытые ими же в ходе переговоров», -- говорит Маршалл. То есть отсутствие статуса будет мешать уже не России, а США, и рычаг воздействия переместится из Вашингтона в Москву.
Что получается накануне саммита? С одной стороны, неясность намерений России. С другой -- недовольство бизнесменов. С третьей -- понимание, что если Россия не намерена вступать в ВТО в ближайшее время, то нечего и силы тратить на изменение экономической инфраструктуры отношений.
Получается, что с точки зрения бизнеса лоббировать отмену поправки не имеет смысла, а с точки зрения политики есть более важные вещи.
«Вопросы, требующие политического капитала, лучше решать в первые шесть месяцев новой администрации, -- полагает Тоби Гати. -- Потом у президента каждый раз возникает непростой выбор. Например, использовать свой ресурс, чтобы убедить конгресс отменить поправку в отношении России или получить договор о свободной торговле с Колумбией? И как думаете, что для администрации важнее? Каждый раз в подобных ситуациях идет торг и выбор: где б
ольшая выгода для страны».
Стоит также напомнить, что пока администрация Обамы не поднимала тему поправки Джексона--Вэника. Нераспространение, новый Договор по СНВ, но не поправка. «Получается, новое соглашение по СНВ провести через конгресс легче, чем поправку?» -- печально резюмирует Гати.
Возможно, экономические намерения двух стран станут чуть более ясны после саммита, на котором будут обсуждаться вопросы в комплексе. Но важнее курицы, полагают вашингтонские эксперты, может быть только одно: твердое понимание, что Россия не продаст Ирану зенитно-ракетный комплекс С-300.
Сенатор Генри Джексон выставлял свою кандидатуру на первичных президентских выборах 1972 года, однако уступил Джорджу Макговерну, который в свою очередь проиграл Ричарду Никсону. В 1976 году, уже с гораздо более серьезным политическим весом, набранным в том числе на кампании по защите прав советских евреев, он вновь пытается участвовать в праймериз. Однако ему припомнили поддержку войны во Вьетнаме, и после поражения на одних из ключевых первичных выборов Джексон снял кандидатуру. Президентом бы избран Джимми Картер. В 1970-е годы помощниками сенатора Джексона работали те, кого потом назвали «неоконсерваторами», -- Пол Вулфовиц, Эллиотт Эбрамс, Ричард Перл. Последний, кстати, и был фактически автором поправки. Все они придерживались мнения, что злу может противостоять лишь сила.
Товарооборот США и России в январе--марте 2008/2009, млн долл.
Показатель |
2008 |
2009 |
2009/2008.,% |
|
Всего |
в т.ч. Россия |
Всего |
в т.ч. Россия |
Всего |
в т.ч. Россия |
Товарооборот |
|
|
|
|
|
Март |
278800 |
2808,9 |
202272 |
1791,1 |
72,6 |
63,8 |
С начала года |
847674 |
7483,0 |
619729 |
4849,6 |
73,1 |
64,8 |
Экспорт США |
|
|
|
|
|
Март |
104941 |
813,5 |
81960 |
430,3 |
78,1 |
52,9 |
С начала года |
317548 |
2119,2 |
248668 |
1177,9 |
78,3 |
55,6 |
Импорт США |
|
|
|
|
|
Март |
173859 |
1995,4 |
120312 |
1360,8 |
69,2 |
68,2 |
С начала года |
530126 |
5363,8 |
371061 |
3671,7 |
70,0 |
68,5 |
Сальдо |
|
|
|
|
|
Март |
-68918 |
-1181,9 |
-38352 |
-930,5 |
- |
- |
С начала года |
-212578 |
-3244,6 |
-122393 |
-2493,8 |
- |
- |
Товарная структура торговли США с Россией в январе--марте 2008/2009, млн долл.
Группа товаров |
2008 |
2009 |
Экспорт США |
Продукты питания |
357,36 |
261,68 |
Напитки и табак |
34,41 |
19,53 |
Минеральное сырье |
47,98 |
38,94 |
Топливо и смазочные материалы |
19,73 |
10,44 |
Животные и растительные масла |
0,18 |
0,03 |
Химические товары |
210,27 |
122,23 |
Металлы и материалы |
90,46 |
52,41 |
Машины и оборудование |
1202,63 |
591,42 |
Прочие промышленные изделия |
149,72 |
77,22 |
Прочие товары |
6,44 |
4,01 |
Всего |
2119,2 |
1177,9 |
Импорт США |
Продукты питания |
100,82 |
97,23 |
Напитки и табак |
25,99 |
41,83 |
Минеральное сырье |
27,70 |
9,21 |
Топливо и смазочные материалы |
3376,98 |
2285,91 |
Животные и растительные масла |
0,2 |
0,13 |
Химические товары |
462,60 |
271,30 |
Металлы и материалы |
1222,28 |
838,83 |
Машины и оборудование |
39,40 |
54,15 |
Прочие промышленные изделия. |
88,71 |
60,66 |
Прочие товары |
19,21 |
12,40 |
Всего |
5363,8 |
3671,7 |
Источник: министерство торговли США