|
|
N°117, 06 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Любая мелкая провокация может опять привести к войне»
Сегодня министры иностранных дел стран Евросоюза примут решение о продлении на два месяца работы специальной комиссии этой организации, которая с осени 2008 года расследует обстоятельства августовской войны вокруг Южной Осетии. Глава комиссии, дипломат из Швейцарии г-жа Хайди Тальявини попросила еще времени для изучения поступивших новых материалов.
В Грузии выводов этой комиссии ждут с немного большим интересом, чем в России. Президент Михаил Саакашвили надеется увидеть в отчете доказательства своего тезиса о том, что вооруженный конфликт лежит на совести России. Оппозиция же рассчитывает получить новые аргументы против президента. Среди активных его критиков -- бывший премьер 44-летний Зураб Ногаидели. Уйдя в 2007 году в отставку после почти двух лет работы на премьерском посту, политик занялся бизнесом, но после августа создал и возглавил оппозиционное движение «Для справедливой Грузии». Зураб НОГАИДЕЛИ рассказал «Времени новостей» о ситуации в стране и возможностях диалога с Россией.
-- Я и не думал, что когда-либо снова займусь политической деятельностью. Но августовская война стала Рубиконом -- страна рушится на наших глазах.
-- Вы сказали, что Саакашвили должен будет ответить за каждый сантиметр потерянной территории. А если «комиссия Тальявини» установит, что его вины в этой войне нет?
-- Тальявини ищет ответственного за начало наземных военных операций. А я считаю, что, несмотря на взаимные перестрелки и российские провокации, вообще не надо было ввязываться в войну. Наконец, войну можно было достойно проиграть. У меня нет иллюзий, что мы могли победить Россию. Я имею право высказывать претензии, я строил фундамент, на котором до сих пор стоит страна.
Наземная операция с грузинской стороны реально проводилась всего три -- три с половиной часа. После этого Саакашвили думал только о том, как сохранить власть, а не о территориях или новой волне беженцев. Он должен за это ответить. Знаете, как относятся грузины к этой войне? Никто ее не хотел, но особенно никто не хотел проигранной войны. Никто и никогда в Грузии не смирится с потерей территорий.
-- Сколько Грузия потратила на нужды военного ведомства за те годы, пока вы стояли во главе правительства?
-- На вооружение ушло примерно два миллиарда долларов. Но мы покупали оружие не для того, чтобы самим начинать операции, и не для того, чтобы ввязываться в заведомо и позорно проигранную войну.
-- Несмотря на поражение и на давление оппозиции, Саакашвили не намерен уходить. На днях он сказал западным журналистам, что его поддержка внутри Грузии достигает 60%...
-- Да мало ли что он говорит, по данным опросов, максимум -- это 25%. Саакашвили давно махнул рукой на поддержку жителей Тбилиси в надежде на регионы, но сейчас он видит, что ситуация в регионах тоже развивается не в его пользу. Народ разгневан, Грузия стоит на пороге глубоких потрясений. Осенью обострятся бюджетные проблемы, которых не было с 2003 года, начнутся задержки с выплатой зарплат и пенсий. В начале 2010 года, по моему прогнозу, в Грузии будет столько же безработных, сколько было в начале 2004-го, а это около миллиона граждан или больше половины нашего трудоспособного населения.
-- Где искать выход из кризиса?
-- Возможны либо какие-то революционные варианты, либо выборы. Задача нашего движения состоит в том, чтобы заставить Саакашвили назначить выборы. Мы говорим -- попробуй обновить свой мандат, но он знает, что не сможет сделать это.
-- Будете ли вы налаживать отношения с Россией в случае прихода к власти? Все-таки вы учились в Москве, окончили физический факультет МГУ...
-- Налаживание отношений -- главный внешнеполитический приоритет нашего движения. Между нами была война, но проводить красные линии контрпродуктивно. Обе стороны должны начать разговор без ультиматумов и предварительных условий. Я смотрю на это с осторожным оптимизмом. И мы, и Россия понимаем, о чем можно договориться.
-- Даже после войны и разрыва дипломатических отношений экономическое сотрудничество двух стран не прервалось. Под новый год Грузия подписала с российской компанией "Интер РАО ЕЭС" меморандум о совместной эксплуатации Ингурской гидроэлектростанции на абхазской границе...
-- У России большие экономические интересы в Грузии. Когда я был премьером, то мы не ставили преград зарубежным инвесторам, включая российских. Но если мы видели возможный ущерб национальной безопасности, то сохраняли объект в государственной собственности.
А вот сейчас грузины потеряли ИнгуриГЭС, причем из-за все той же войны. (Представители грузинского бизнеса и властей сразу после войны потеряли доступ на эту станцию, полностью контролируемую сейчас из Абхазии. -- Ред.). Станцию, по сути, отняли, и дело не в кабальном соглашении с Россией по управлению гидроэлектростанцией.
-- Рассматривался ли во времена вашего премьерства вопрос передачи России грузинской железной дороги? Оппозиция утверждает, что власти планируют это сделать...
-- При мне так вопрос не стоял. Сегодня серьезно рассматривать вопрос приватизации железной дороги, как и любого другого серьезного объекта, -- полный бред. Правительство занято только сохранением власти, экономикой никто не управляет. Ни один серьезный зарубежный инвестор не будет вкладываться, когда Саакашвили продолжает военную риторику. Да и Россия, с другой стороны, проводит сейчас свои военные учения «Кавказ-2009». (Сегодня Россия завершает эти учения, начавшиеся 29 июня. -- Ред.). Любая мелкая провокация может опять привести к военным действиям.
-- Грузинская пресса время от времени утверждает, что вы один из самых богатых людей страны. Президент Саакашвили и вовсе обвинил вас в том, что свое благосостояние вы улучшили за счет государства...
-- Я не так богат, как это представляют, но и не беден. После того как я покинул пост премьера, работал в частном секторе и получал очень высокую зарплату. Успел заработать миллион долларов. А заявления Саакашвили истеричны. Все подписанное мной находится в государственном архиве, я с собой ничего не забирал, ничего не сжигал. Я за все свои решения отвечаю.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси