Завтра Сочи отметит вторую годовщину со дня обретения статуса столицы зимних Олимпийских игр 2014 года. Но реальное строительство спортивных сооружений к будущим Играм началось только сейчас.
Напомним, что 4 июля 2007 года на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале президент МОК
Жак Рогге объявил, что участники сессии выбрали в качестве места проведения Олимпиады-2014 российский курорт Сочи. Кроме Сочи на эти Игры претендовали южнокорейский Пхенчхан и австрийский Зальцбург. Причем и в Пхенчхане, и в Зальцбурге на тот момент уже имелась и развитая инфраструктура, и многие объекты, необходимые для проведения крупнейших спортивных соревнований планеты. Но выбор пал на Сочи, где не было ничего, что могло бы соответствовать уровню олимпийской столицы, кроме пары фешенебельных санаториев и гостиниц.
Именно этот факт был назван преимуществом Сочи перед конкурентами: эксперты и члены МОК посчитали, что раз в Сочи ничего нет, то, значит, здесь построят самые современные и, следовательно, лучшие санно-бобслейные трассы, трамплины, стадионы, ледовые дворцы. Членов МОК лично убеждал в этом Владимир Путин, занимавший тогда пост президента страны.
Вторую годовщину олимпийского статуса в Сочи отметят почти с таким же размахом, как праздновали сам "день победы". Кульминационными событиями праздника станут концерт и футбольный матч между сборной сотрудников сочинской мэрии, оргкомитета «Сочи-2014» и госкорпорации «Олимпстрой» (она названа "Сочи-2014") против команды легенд российского футбола "Дружба".
Кстати, накануне в Сочи произошло событие, тоже имеющее прямое отношение к двухлетию обретения олимпийского статуса, -- закрылся и был разобран первый городской ледовый каток. В 2007-м его смонтировали на школьном стадионе в самом центре курорта для презентации заявочной книги города перед отправкой в МОК. В Сочи это был первый настоящий каток, его называли «первой олимпийской ласточкой». Казалось, что жители жаркого субтропического Сочи, не видевшие льда, с большим энтузиазмом начнут осваивать коньки. Были открыты секции хоккея и фигурного катания, которые возглавили тренеры, специально выписанные из других городов. Но ажиотажа не случилось, и спустя два года предприниматель, взявшийся за это дело, оказался на грани банкротства. Идея привить сочинцам, предпочитающим теннис, футбол, плавание и катание на велосипеде, любовь к зимним видам спорта потерпела фиаско. Поэтому недавно озвученное Владимиром Путиным решение строить в Сочи три олимпийских ледовых дворца в сборно-разборном варианте, чтобы потом, после Игр, их можно было перевезти в другие регионы страны, представляется вполне логичным.
Всего же в Сочи к Играм надо построить около 200 объектов. Большинство из них -- объекты инфраструктуры: грузовые дворы, грузовой морской порт, дороги, развязки, объекты энергетики и т.д. На данный момент на курорте идет строительство порядка 30 объектов, необходимых для проведения Олимпийских и затем Параолимпийских игр, в том числе и пяти спортивных сооружений.
О том, что сейчас в Сочи уже строится, президенту страны Дмитрию Медведеву 27 июня в его сочинской резиденции «Бочаров Ручей» докладывали вице-премьер Дмитрий Козак и президент госкорпорации «Олимпстрой» Таймураз Боллоев. Тогда г-н Козак заявил, что Россия готовится к Олимпиаде с опережением графика на год. При этом вице-премьер имел в виду графики строительства спортивных сооружений в других столицах зимних Олимпиад, например в канадском Ванкувере, где Игры состоятся уже в следующем году.
В действительности же спустя два года после Гватемалы строительство спортивных объектов Олимпиады находится на нулевом цикле -- то есть в Нижнеимеретинской низменности идет подготовка площадок под фундаменты для ледовых дворцов, в которых будут проходить соревнования по хоккею с шайбой, фигурному катанию и конькобежному спорту. Г-н Козак пообещал президенту Медведеву, что полномасштабная стройка всех спортивных сооружений, необходимых для проведения Олимпиады-2014, начнется в Сочи к концу этого года. Заметим, что в начале года теперь уже бывший глава «Олимпстроя» Виктор Колодяжный называл другую дату -- начало лета.
Если у руководства страны поводов для беспокойства в связи с подготовкой Сочи к Олимпиаде нет, то у сочинцев их хоть отбавляй. Например, неделю назад в Сочи перед очередными контролерами из МОК о проделанной работе отчитывался министр транспорта Игорь Левитин. Затем он встретился с журналистами и очень четко изложил, что делается в Сочи по линии Минтранса: закончено формирование «Олимпийской транспортной дирекции», которая будет заниматься логистическим сопровождением подготовки к Играм и затем непосредственно проведением Олимпиады; начато строительство самого сложного объекта олимпийской инфраструктуры -- совмещенной автомобильной и железной дороги по левому берегу реки Мзымта от Адлера до Красной Поляны к горным олимпийским объектам -- трамплинам, горнолыжным комплексам, санно-бобслейной трассе.
Журналисты задали министру вопрос, на чем он добирался в город из аэропорта -- на машине или вертолете. Г-н Левитин сразу все понял: половина автомобильной дороги от аэропорта до центра Сочи -- сплошная пробка, в которой теперь стоят не только пассажирские автобусы и легковушки сочинцев, но и огромные грузовики с грузами для олимпийских строек. Министр признал, что ситуация на дорогах курорта выправится только к 2013 году, когда будет закончено строительство всей дорожной сети, предусмотренной программой подготовки к Играм (это более 100 км новых дорог).
В ближайшей перспективе транспорт Сочи ждет только ухудшение, и произойдет оно уже в июле, потому что начинается строительство узловой многоуровневой развязки в районе пересечения транспортных потоков у аэропорта. А самыми тяжелыми годами для сочинцев, по словам г-на Левитина, окажутся 2010-й и 2011-й, когда в город мощным потоком пойдут олимпийские грузы, в основном стройматериалы, всего порядка 65 млн тонн.
Что такое мощный грузовой поток, уже в полной мере испытывают на себе жители поселков, расположенных в Нижнеимеретинской низменности. Многотонные самосвалы, за которыми тянется шлейф пыли, разбили там чуть ли не все дороги, так что по ним теперь не проехать ни машинам, подвозящим продукты к магазинчикам, ни «скорой помощи». Дело дошло до того, что на днях ГИБДД Сочи запретила движение грузовиков по некоторым нижнеимеретинским дорогам. Как теперь будут выкручиваться специалисты олимпийской логистики, пока непонятно.
Но главной проблемой курорта становится снижение потока отдыхающих. Причина не только в глобальном экономическом кризисе, но и в олимпийском строительстве. Власти Сочи, используя все доступные им средства, пытаются убедить россиян, что олимпийское строительство сосредоточено на определенных территориях в Адлерском районе курорта. Пока это так, но уже в ближайшее время олимпийская стройка начнется в Центральном и Хостинском районе: здесь будут прокладывать дорогу, дублирующую главную магистраль Сочи -- Курортный проспект, тоже давно задыхающийся от пробок.
Кстати, вчера на встрече с сочинскими журналистами мэр города Анатолий Пахомов говорил, что сейчас отдыхающих на курорте даже больше, чем в прошлом году. Но сочинские таксисты, рестораторы, владельцы частных гостиниц в один голос утверждают обратное: туристов значительно меньше. Проблема, надо полагать, в том, что механизма точного учета числа отдыхающих в Сочи нет. Недавно, отвечая на вопрос «Времени новостей», как в городе считают отдыхающих, г-н Пахомов заявил, что считают в основном по количеству пассажиров, прибывших в город всеми видами транспорта. При этом не учитывается, что Сочи не конечная остановка. Многие, к примеру, тут же отправляются в Абхазию, где и воздух, и вода в море намного чище. А главное, все намного дешевле, чем в Сочи. Судя по очередям у КПП на российско-абхазской границе, там, в Абхазии, сейчас действительно курортный бум.