|
|
N°114, 01 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кадровый вопрос
Фотографы чаще других становятся жертвой "пиратов"
Победой сибиряка-фотографа Евгения Иванова завершилась судебная тяжба с французским издателем Пьером-Кристианом Броше. Г-н Иванов, член Союза фотохудожников России, подал жалобу на то, что г-н Броше использовал один из его снимков без соответствующего разрешения. Доказав свою правоту в суде, обиженный автор получит теперь 200 тыс. руб. Как сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на руководителя Сибирского медиацентра, занимающегося защитой авторских прав, Алексея Крестьянова, камнем преткновения в «российско-французских отношениях» стала фотография теплохода, рассекающего гладь Оби. Снимок появился в каталоге, подготовленном издательством г-на Броше для передвижной выставки «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Это мероприятие проходило в августе 2008 года, вскоре после чего Евгений Иванов обратился с иском против г-на Броше в Арбитражный суд Новосибирской области. Это была только первая инстанция на пути г-на Иванова к справедливости: в марте 2009 года заявление фотографа отклонили, и ему пришлось обратиться в Арбитражный апелляционный суд Томска. На этот раз автор добился признания вины издателя: 30 июня суд вынес решение в пользу г-на Иванова.
Обвиняемый в нарушении авторских прав г-н Броше уверяет, что такие действия с его стороны -- результат случайной ошибки. В беседе с журналистами он рассказал, что кипу снимков для каталога, среди которых было фото новосибирского художника, ему принес редактор. Сам издатель не стал уточнять авторство работ и пустил их в печать. Из-за этой халатности кошелек коллекционера похудел на 200 тыс. руб., что, видимо, не серьезная потеря для него. Г-н Броше, кстати, признался, что он сам часто становится жертвой фотопиратов -- многие без разрешения используют работы его издательства. Но обращаться в суд издатель не спешит, считая трату времени и денег на раскачивание судебной машины пустым занятием.
Как в России, так и за рубежом случаи «фотопиратства» -- норма, утверждают фотографы. Станислав Джусь, фотограф из Москвы, сам не сталкивался с этим, однако его коллегам по цеху пришлось отстаивать свои права в суде. «Мои знакомые поехали отдыхать и в одном городе (не помню точно название) увидели свои снимки на плакатах, расклеенных по всему городу. Это была реклама против наркотиков, на которую поместили фотографию моих друзей -- естественно, без соответствующей подписи. Они подали в суд и выиграли дело», -- рассказывает корреспонденту «Времени новостей» фотограф.
Не окажись авторы в том городе, они никогда не узнали бы о незаконном обороте их снимка. Как рассказывают фотографы, в этом главная проблема борьбы с «фотоплагиатом» -- увидеть, что фотографии украдены. В дальнейшем отстоять свою правоту несложно, лишь придется приложить усилия и потратить время на хождение по инстанциям. Если же фотохудожники идут на это, они, как правило, выигрывают дело. Даже солидные издания порой не доказывают свою «неправоту» в суде, так как не могут предоставить соответствующего разрешения владельца авторских прав.
Однако бывают случаи, когда фирмы, зная, что украли изображение, не доводят дело до суда. Так мог закончиться и случай Евгения Иванова. Г-н Броше в телефонном разговоре предлагал фотографу решить конфликт в досудебном порядке, но договориться сторонам не удалось. В противном случае история не получила бы огласки, как было с фотографом, о котором в формате «без фамилий» рассказали корреспонденту «Времени новостей». Упомянутый автор увидел растяжку с собственной работой. Вооружившись оригиналом, он отправился в фирму, которая значилась на баннере. Конечно, ему не объяснили, откуда его фото взялось на рекламном плакате. Фотограф прямо заявил бизнесменам, что если он обратится в суд, то абсолютно точно выиграет дело, потому что у фирмы нет сертификата. Он потребовал сумму, равную стоимости фотографии, чтобы не доводить конфликт до суда, и получил ее.
Часто «пираты» от рекламы несанкционированно используют фотографии советских классиков. Наследники мастеров, к которым по закону переходят авторские права на работы родственников, борются за их соблюдение и часто успешно. Мария Жотикова, внучка знаменитого советского фотографа Аркадия Шайхета, делится с корреспондентом «Времени новостей» своим опытом на поприще борьбы за авторские права. «В Европе часто используют работы наших авторов, и разные фотоагентства делают на этом большие деньги. Я увидела на ленте немецкого фотоагентства Getty фотографии, сделанные дедушкой и помещенные туда без моего ведома. Я написала им письмо с требованием, во-первых, упоминать фамилию автора, во-вторых, возместить мне 6 тыс. долл. Именно столько стоило использование фотографии дедушки «Освобождение Данцига» на обложке «Шпигеля». Просьбу Марии Жотиковой в агентстве не оставили без внимания: ответили, но платить отказались. Наследница классика обратилась в организацию «Защита авторских прав». Здесь ей в обмен на кругленькую сумму составили меморандум авторских прав, проанализировав, как переходили права на фотографии на протяжении многих лет. Этот реестр, изложенный на двух языках, г-жа Жотикова отправила в Getty . «Теперь они жаждали прислать ко мне своего представителя, но платить по-прежнему не желали. Я, естественно, отказалась», -- рассказывает наследница. Сейчас она не жалеет о потраченных на составление меморандума и прочие издержки деньгах и времени. «Теперь я знаю свои права точно и, кстати, больше не видела неправомерного использования фотографий деда, и фамилию, как правило, пишут».
Огласка, как и в деле фотохудожника из Новосибирска, несколько сокращает незаконный фотооборот, и пойманные за руку компании ведут себя аккуратнее. Однако совсем искоренить фотоплагиат в век Интернета, как подтверждают авторы, невозможно.
Дарья ЛУГАНСКАЯ