Время новостей
     N°113, 30 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2009
Вместо новаторства -- политкорректность
В конкурсе «Перспективы» наградили грузинский фильм «Зона конфликта»
Конкурс «Перспективы» пять лет назад задумывался как смотр талантливых дебютов, альтернативный «взрослому» основному конкурсу. Но со временем формулировка концепции этой программы расплылась и видоизменилась: теперь «Перспективы» рассматриваются с точки зрения перспектив развития киноязыка, а участников конкурса оценивают за весомость вклада в этот самый язык.

По прошествии пятилетки можно диагностировать: эксперимент не проходит. В альтернативном конкурсе ММКФ на одну условно новаторскую картину (если в начале XXI века можно считать новаторством съемку одним дублем) приходятся две традиционные. Ничего криминального в этом нет, но жюри оказывается сбитым с толку. Анна Меликян, в прошлом году судившая «Перспективы», призналась в интервью, что вплоть до момента присуждения главной премии думала, что судит конкурс дебютов, и очень удивилась, когда обнаружила, что большинству номинантов за 50 и они не являются новичками в кинематографе.

О чем думали члены жюри в этом году и понимали ли они, какой конкурс судят, неизвестно. Но их выбор понятен и предсказуем: австриец Роберт Дорнхельм и англичанин Майкл Кейтон-Джонс -- режиссеры социально озабоченные, к экспериментам не склонные. Дорнхельм прославился сериалом про Анну Франк, Кейтон-Джонс -- картиной про геноцид в Руанде. Приехав в Россию через год после русско-грузинского конфликта и обнаружив в подопечном им конкурсе симпатичную работу, довольно остроумно разыгравшую тему кавказских национальных противоречий, они с легким сердцем отдали режиссеру Вано Бурдули главный приз и 10 тыс. метров пленки Kodak.

«Зона конфликта» -- картина вполне достойная. Парочка главных героев -- тбилисский лоботряс и сухумский снайпер, едущие каждый по своей нужде в Нагорный Карабах, -- была выбрана режиссером очень точно. Этот трагикомический дуэт не раз рассмешил зрительный зал, лишний раз напомнив о том, что война -- дело абсурдное и что «в миру» заклятые враги могут стать закадычными друзьями. Режиссер-дебютант Бурдули продемонстрировал, что традиции грузинского ироничного кино живы, а закрытие фестиваля и вовсе прошло под знаком грузинско-российской дружбы (приз за вклад в киноискусство получил грузинский классик Резо Чхеидзе). Одним словом, решение жюри было стратегически взвешенным, политически оправданным и даже закономерным. С одной только оговоркой: «Зона конфликта» с точки зрения языка и организации сюжета -- картина абсолютно традиционная.

Хоть как-то загладить вину жюри перед участниками «перспективного» конкурса удалось критикам газеты «Коммерсант», которые на закрытии вручили свой специальный приз за лучший фильм ММКФ «Первому отряду» -- альтернативно-оккультной версии событий второй мировой войны. Картина Йсихару Асино оказалась одной из самых радикальных в конкурсе «Перспективы», она была показана на фестивале три раза и неизменно собирала полные залы и зрительские аплодисменты.

Но даже если членам жюри «перспективного» конкурса и не был близок радикально-ироничный подход к событиям военной истории и не знакомы имена пионеров-героев Советского Союза, в их распоряжении все равно оставались достойные фильмы, попавшие в формат «экспериментального» конкурса. Вполне заслужила главную награду фантастическая «Луна» британца Данкена Джонса -- про несчастных клонов-двойников, по недоразумению встретившихся на орбитальной станции. Равно как и остроумное турецкое мокьюментари (так называют нынче псевдодокументальное кино) «Путешествие на Луну» -- эстетский фотофильм с минаретом в роли космической ракеты. Или как запасной вариант радикальная австрийская «Кома». Неизвестно, объяснили ли господам Дорнхельму, Кейтон-Джонсу и приставленной к ним актрисе Алене Бабенко, в чем состоит их миссия, но они с ней не справились, перепутав новаторство с политкорректностью.

Наталья БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино