|
|
N°112, 29 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Есть опасения, что Америка и Россия могут договориться без Европы"
В эти дни в Европе и США развернулись активные политико-дипломатические усилия по улучшению атмосферы многостороннего сотрудничества. На завершившемся в субботу на греческом острове Корфу неформальном заседании Совета Россия--НАТО стороны договорились возобновить отношения в политической и военной сферах, замороженные после войны на Кавказе в августе 2008 года. Через неделю -- 6 июля -- в России ждут с первым визитом нового президента США Барака Обаму. Его российский коллега Дмитрий Медведев намерен обсудить с гостем весь комплекс проблем мировой безопасности, включая инициативу Москвы о разработке Договора о европейской безопасности. А на днях в Вашингтоне побывала канцлер ФРГ Ангела Меркель. «В моем сердце имеется теплое место для Германии», -- сказал гостье президент США.
Есть ли возможность создать новые отношения между Европой и США, в которых нашлось бы достойное место для России? Об этом «Времени новостей» рассказал немецкий политолог Йозеф БРАМЛЬ из Германского общества внешней политики.
-- Год назад в Берлине российский президент Дмитрий Медведев призвал к созданию новой архитектуры безопасности. Не кажется ли вам удивительным, что Берлин до сих пор официально не отреагировал на эту инициативу?
-- Допускаю, что находящиеся у власти германские политики ждут сигнала из Америки, которая также пока не раскрывает свою позицию в этом вопросе. В американской интерпретации это предложение выглядит как политический ход, направленный против единства НАТО.
-- Вместе с тем президент США Барак Обама утверждает, что стремится к улучшению отношений с Россией...
-- Для него это политический риск. Если на его инициативы российская сторона не ответит должным образом, его подвергнет критике оппозиция, которая выставит президента в образе наивного мечтателя. Адресованные России предложения Обамы конкретны и понятны -- они касаются, например, совместных усилий в Афганистане, координации подходов по иранской проблеме. Однако в нынешней изменившейся ситуации в Иране пока трудно судить, насколько совпадают позиции США и России.
-- Встреча министров на Корфу показала, что отношения между НАТО и Россией начинают налаживаться. Какую роль сыграла в этом Германия?
-- Достаточно вспомнить, как германский канцлер сдерживала предшествующую администрацию Белого Дома, стремившуюся непременно предоставить Украине и Грузии официальный статус кандидатов на вступление в НАТО до ухода Джорджа Буша с политической арены. Германия выступила против этого. Думаю, такой подход отвечает позиции Обамы, ведь ныне позиция США в отношении перспективы членства обеих стран в НАТО кардинально изменилась. Отстаивая свою позицию по данному вопросу, Германия позаботилась и о будущих отношениях Америки с Россией.
-- В последнее время эксперты часто говорят, что отношения Берлина и Вашингтона стали прохладнее...
-- Речь идет о различиях в собственных интересах, которые сторонам необходимо отстаивать. Возьмем, к примеру, Афганистан. Для Обамы сдержанность в этом вопросе со стороны Германии является проблемой. Однако он отдает себе отчет в том, что европейский партнер находится на пороге парламентских выборов (состоятся в сентябре. -- Ред.), а расширение военного присутствия в этом регионе не поддерживает большинство немцев. Поэтому Обама ведет себя сдержанно и не оказывает сильного давления на правительство Германии в этом вопросе. Скорее всего после выборов давление многократно возрастет. Тогда США потребуют от немцев выделить больше войск и денег для Афганистана, а также изыскать дополнительные деньги для Пакистана.
-- Накануне визита Меркель за океан в Америке были слышны голоса, предупреждавшие об опасности усиления роли Германии в Европе и мире. В одной из публикаций речь даже шла об угрозе перерастания сближения Москвы и Берлина в новый пакт Молотова--Риббентропа...
-- Напротив, американцы хотели бы видеть политический и экономический вес Германии еще более внушительным, чтобы она смогла вносить больший вклад в решение международных проблем -- например, в том же Афганистане. Что касается подобных публикаций, их содержание далеко от реальности. Проблема в другом. В Европе существуют опасения, что Америка и Россия смогут договориться, а Германия и другие страны окажутся за бортом этих договоренностей.
-- И как это может выглядеть в реальной международной жизни?
-- Простой пример -- Обама пишет Медведеву письмо. Я не могу допустить, что перед этим президент США хотя бы проинформирует своих немецких или иных военно-политических партнеров. США и Россия останутся «на одном уровне глаз», а остальные окажутся ниже.
-- Когда-то бывший госсекретарь США Генри Киссинджер спросил: «Кому мне звонить, если будет нужно позвонить в Европу?» А кому позвонит Обама? Кто сейчас является ближайшим партнером США в Европе?
-- (Смеется). Мне недавно довелось принять участие в ужине с Киссинджером. Ему очень нравится это высказывание, которое сам Киссинджер никогда не произносил. Подобного единого номера телефона у Европы для Вашингтона просто нет. Для США и Европы международная политика существует в ее многообразии, здесь требуется взаимный учет интересов различных центров власти. Подобные «горячие линии» -- скорее для диктаторских режимов, а не демократий.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин