Время новостей
     N°111, 26 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2009
Имя его неизвестно
Россияне не знают о наличии у правительства антикризисного плана
Каждый второй россиянин ничего не знает об антикризисном плане правительства, более половины россиян пожимают плечами в ответ на просьбу оценить его эффективность или хотя бы предложить свои способы борьбы с экономическим спадом. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 13--14 июня. Характерно, что это исследование зафиксировало мнение россиян по поводу первой версии антикризисного плана (очевидно, о новом плане, утвержденном 19 июня, гражданам известно еще меньше). Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

51% опрошенных признались социологам, что ничего не знают об антикризисном плане правительства, а 27% просто затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, хоть что-то знает о предлагаемых кабинетом Владимира Путина мерах по борьбе с кризисом лишь каждый пятый россиянин. Любопытно, что в период парламентской избирательной кампании-2007 только 47% граждан совсем ничего и никогда не слышали о другом широко разрекламированном плане -- «плане Путина», несмотря на то, что он в отличие от антикризисного никогда не существовал в виде единого документа.

Оценить эффективность антикризисного плана не сумело более половины респондентов (53%). 13% неисправимых оптимистов полагают, что документ «вполне адекватен ситуации» и эффект от него не за горами. «Определенный эффект будет, но не скоро», -- осторожничают 23% реалистов. Наконец, 11% пессимистов уверены, что план «никуда не годится» и положительных сдвигов ждать не приходится. Кстати, в декабре 2008 года столь мрачно смотрели на положение дел только 3% респондентов ВЦИОМ.

Самыми популярными антикризисными мерами в глазах наших соотечественников оказались увеличение пособия по безработице (28%) и оказание потерявшим работу людям финансовой помощи на организацию собственного дела (27%). 27% отметили разрешение использовать средства материнского капитала на погашение ранее взятых ипотечных кредитов, 26% -- софинансирование региональных программ занятости.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров пояснил «Времени новостей», что дело не столько в эффективности принимаемых мер, сколько в объеме аудитории, которой они адресованы: «Безработица -- проблема номер один. Она касается всех, поэтому число ответов, касающихся вопросов занятости, свидетельствует прежде всего об их актуальности».

Меньше всего энтузиазма (по 4%) вызвало у россиян субсидирование расходов на транспортировку отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока, ранее с удовольствием пользовавшиеся недорогими японскими машинами. Также без восторга граждане встречают повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок и предоставление государственных кредитов коммерческим банкам.

Зато в ответ на просьбу социологов предложить свой рецепт избавления от кризиса россияне надавали властям множество самых разных советов. Многие из них звучали достаточно расплывчато: «поддержать производство, поднять экономику» (8%), «снизить безработицу» (7%). К сожалению, как это сделать, респонденты умолчали. Прозвучали предложения о повышении пенсий, борьбе с коррупцией, национализации экономики (по 4%). Любопытно, что по мере углубления кризиса народ начал задумываться о нравственном аспекте кризиса: 4% требуют, чтобы власть «любила свой народ», а 2% -- чтобы чиновники «были честнее, слово не расходилось с делом». Последний ответ опросы ВЦИОМ фиксируют начиная с мая, до этого о честности никто не вспоминал.

Начиная с апреля появились радикалы, предлагающие «поменять правительство и власть на местах, разогнать Думу». В апреле-мае их был всего 1%, сейчас уже 3%. Также в последние месяцы начали звучать требования сократить ненужные расходы, не тратить деньги на "Евровидение" (уже поздно) и Олимпиаду в Сочи, сократить количество иностранной рабочей силы (по 1%). Впрочем, 31% респондентов своего «рецепта счастья» придумать так и не смогли.

«Такое впечатление, что пока люди больше знают об отдельных мерах, нежели об антикризисном плане, который не воспринимается как единое целое, -- подводит итог Валерий Федоров. -- Скорее всего причина в том, что многие шаги предпринимались оперативно, по ситуации, и не все меры еще заработали».

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис