|
|
N°111, 26 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сафари Дмитрия Медведева
Россия поможет африканцам разбогатеть
Россия, вознамерившаяся после многолетнего перерыва вернуться в черную Африку, настроена решительно и амбициозно. Во время турне по африканским странам, начавшегося 23 июня с посещения арабского Египта на севере и завершающегося сегодня визитом в Анголу на юге континента, президент Дмитрий Медведев говорил о будущих совместных проектах на многие миллиарды долларов. Переговоры российского президента вчера в Намибии и позавчера в Нигерии были также главным образом посвящены экономике.
Это новая тенденция в российской внешнеэкономической политике. Сразу после развала Советского Союза россиянам было не до Африки. И если отношения с Египтом стали возобновляться в начале 2000-х, увенчавшись сейчас подписанием договора о стратегическом партнерстве, то Нигерия, Намибия и Ангола доселе не входили в список важных для современной России государств. А ведь в советские времена наши позиции здесь были сильны, хотя основывались не столько на экономическом интересе, сколько на идеологических постулатах, от чего, слава богу, россияне уже излечились.
«Объем российских инвестиций будет измеряться в миллиардах долларов», -- с уверенностью заявил г-н Медведев в нигерийской столице Абудже. Он уточнил, что «речь пойдет о новых перерабатывающих и трубопроводных системах» в нефтегазовой промышленности. Для этого в присутствии президентов обеих стран и под пронзительные крики гуляющих возле президентского дворца павлинов были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия между ОАО «Газпром» и Нигерийской национальной нефтяной компанией.
Как рассказал «Времени новостей» главный советник нигерийского президента Таниму Йакубу, «это предприятие займется поиском новых месторождений и модернизацией нигерийской нефтегазовой промышленности»: «По нашим законам нигерийской стороне должно принадлежать 60% акций, российской -- 40%. Но вопрос еще обсуждается. В любом случае финансовый вклад иностранцев не так уж зависит от количества акций и обычно оказывается больше, чем наш. На практике у иностранцев оказываются все 70 или даже 80% рычагов контроля над предприятием. Ведь инвестиционные возможности Нигерии ограниченны. Несмотря на нефть и газ, мы пока еще не такая богатая страна». «Президент страны Умару Яр-Адуа, придя к власти в 2007 году, сделал ставку на дальнейшее развитие совместных предприятий. Это помогает повысить капитализацию нашей компании на международном финансовом рынке и способствует усилению коммерческой дисциплины в ней. Одним из предвыборных обещаний нашего президента было как раз наладить такую дисциплину», -- добавил собеседник "Времени новостей".
Нигерийский министр нефти и бывший президент Организации стран -- экспортеров нефти Рилвану Лукман сказал в интервью "Времени новостей", что «ожидаемые инвестиции россиян только в рамках этого предприятия могут превысить 2 млрд долл.». «Хотя россияне немного запоздали, мы очень многого ждем от этого сотрудничества. Хотя конкуренция с уже давно работающими здесь западными компаниями и недавно пришедшими, но очень активными китайскими бизнесменами будет неминуемо сильной», -- заметил он. «Нигерия производит 2 млн баррелей нефти в день, но с помощью России в том числе мы надеемся удвоить эту цифру. По крайней мере 3 млн баррелей не за горами», -- сказал министр «Времени новостей». По его оценке, разведанные запасы нефти в Нигерии составляют около 35 млрд баррелей (для сравнения: в богатом нефтью Ираке -- около 112 млрд баррелей).
«Мы действительно чуть не опоздали в Африку. Надо было раньше начать работу с нашими африканскими партнерами», -- заявил вчера Дмитрий Медведев на встрече с российскими журналистами. «Зато мы не имеем той тяжелой колониальной истории, которую здесь имеют другие страны Европы», -- заметил он.
Что касается газа, то один из членов руководства «Газпрома» Борис Иванов, сопровождающий наряду со многими другими бизнесменами российского президента в этой поездке, пояснил российским журналистам: «По газу ресурсная база Нигерии огромна. Она может скоро стать четвертой или пятой страной мира по его добыче, если не больше. Ее доказанные запасы могут возрасти на порядки». Г-н Иванов рассказал, что в рамках совместного предприятия в 2010 году в Нигерии может начаться строительство первого 360-километрового участка важного газопровода. Предполагается, что он станет первой частью будущего транссахарского трубопровода, который пойдет на Европу через целый ряд стран Африки. Россияне отдают себе отчет в том, что европейцы уже беспокоятся из-за того, что у истоков этой трубы будет стоять российский бизнес.
Нигерия с ее более чем 130-миллионным и преимущественно бедным населением рассчитывает найти новые месторождения. «Наше правительство направит дополнительные доходы от продажи нефти и газа на социальные программы», -- уверяет Таниму Йакубу. А поможет нигерийцам в этом опять же Россия. В Абудже был подписан меморандум о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. За этой фразой скрывается намерение нигерийцев запустить с помощью россиян на орбиту космический спутник для дистанционного зондирования земли и получения полной информации о богатствах своих недр.
Однако нигерийцы заинтересовались и альтернативными источниками энергии. Еще одно подписанное соглашение касается мирного использования атомной энергии. Единственная пока атомная станция во всей Африке находится в ЮАР. Но ранее к строительству АЭС проявлял интерес Египет, а теперь к нему присоединились Нигерия и Намибия. «Нигерийцы хотят также исследовательский реактор и просят помочь в подготовке кадров. Еще одна сфера сотрудничества -- совместное изучение урановых месторождений этой страны», -- сообщил «Времени новостей» генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко.
Нигерия ожидает в скором времени приезда большого числа российских специалистов. Однако возникает вопрос об обеспечении их безопасности. Дмитрий Медведев рассказал на пресс-конференции в Абудже, что на переговорах со своим нигерийским коллегой поднимал этот болезненный вопрос. В стране действуют находящиеся в оппозиции правительству боевики «Движения за освобождение дельты Нигера». Они обвиняют иностранные нефтегазовые компании в разграблении страны и уничтожении экологии. Больше всего страдают от них «Шелл» и «Шеврон».
В отместку боевики портят трубопроводы и, что самое опасное, захватывают в заложники ради выкупа иностранных специалистов. В заложниках уже бывали и россияне, работающие в алюминиевой компании РУСАЛ. Так, летом 2007 года боевики забрали прямо из поселка для специалистов четырех мужчин и двух женщин. Через два месяца плена их освободили (на каких условиях, неизвестно). Впрочем, нигерийцы объяснили обозревателю «Времени новостей», что на самом деле к россиянам очень хорошо относятся здесь даже боевики. «Просто они белые, вот их и перепутали с западными специалистами», -- сказал один из журналистов.
Тем не менее пленники оставались в плену немало времени, а их водителя-нигерийца при захвате и вовсе застрелили. Так что риск остается. «Мы обеспечим безопасность россиян. Но без риска в бизнесе не бывает. Ведь рискуют же бизнесмены из других стран», -- сказал «Времени новостей» министр нефти Рилвану Лукман. Нигерийский президент Умару Яр-Адуа пообещал, однако, улучшить ситуацию с безопасностью в целом. «В эти дни мы объявим об амнистии боевикам. Ее условия будут обнародованы. Вместе с другими мерами это поможет решить проблему. К концу этого года мы обеспечим безопасность в стране», -- заявил он, выйдя после переговоров к журналистам вместе с Дмитрием Медведевым.
По ходу усиления связей с Нигерией появляются проблемы и в России. Наши правоохранительные органы осведомлены о том, что некоторые из приезжающих к нам молодых нигерийцев торгуют тяжелыми наркотиками. По информации «Времени новостей», в российских тюрьмах сидят в настоящее время 15 нигерийцев. Причем не только за наркотики, но и за разбой, убийства, изнасилования. Власти обеих стран пытаются решить и эту проблему. А пока стороны подписали договор о передаче преступников для отбывания наказания у себя на родине. Так что сидеть нигерийцы будут уже в родных тюрьмах.
В Намибии вчера Дмитрий Медведев рассказал сопровождавшим журналистам, что поездка в Африку произвела на него «мощное впечатление», и оно не совпадает с тем восприятием, «которое было создано нашими детскими писателями: мол, не ходите, дети, в Африку гулять»: «Этот континент не может не поражать своими размерами, разнообразием климата, культур и традиций». Президент добавил, что даже он не был готов к тому, что после каирской жары вечером в Намибии его встретит сильный холод. Свою встречу с российскими журналистами он начал словами: «А вы сами-то верите, что находитесь на самом юге Африки? Знаете ли вы, что территория Намибии равняется территории Украины и Белоруссии вместе взятых, а плотность населения здесь всего лишь как в Монголии». У части российской делегации нашлось время для того, чтобы побывать на сафари -- автомобильной экскурсии -- в национальном намибийском парке, где можно было посмотреть диких животных. Дмитрий Медведев, кстати, в столице Намибии жил в гостинице с таким же названием -- «Сафари».
Дмитрий Медведев, встреченный во дворце намибийского президента африканскими танцами (на снимке), провел переговоры с главой государства Хификепунье Похамбой. Особенно зажигательно танцевали негритянки. Дмитрий Медведев потом признался сопровождавшим его журналистам, что уже было стал спрашивать разрешения у намибийского президента, чтобы пуститься в пляс.
Вчера же российский лидер встретился в намибийской столице Виндхук с первым президентом этой страны Сэмом Нуйомой. Этот тот самый легендарный 80-летний основатель боровшейся за независимость страны «Народной организации Юго-Западной Африки» (СВАПО). Начинал он свою карьеру чернорабочим на железной дороге, а впоследствии стал национальным лидером. В 1998 году он приезжал в Москву, встречался с первым российским президентом Борисом Ельциным и на одном из приемов, как свидетельствуют очевидцы, лихо плясал под джаз, несмотря на давнюю хромоту.
Сегодня в Анголе переговоры россиян о наращивании сотрудничества с Африкой продолжатся. А перед возвращением в Москву г-н Медведев встретится с еще одним известным африканским политиком -- это будет ангольский президент Жозе Эдуарду душ Сантуш. Однако в российской делегации никто не делает секрета из того, что первые две страны этого турне -- Египет и Нигерия -- были все-таки самыми главными и многообещающими в плане экономического сотрудничества.
Елена СУПОНИНА, Абуджа--Виндхук