|
|
N°109, 24 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По запасному пути
Одного из обвиняемых в подрыве «Невского экспресса» судят за дачу взятки
В Новгородском городском суде вчера начался процесс над одним из фигурантов громкого дела о подрыве в 2007 году поезда «Невский экспресс» -- Саламбеком Дзакхиевым -- и его адвокатом Магомедом Разаковым. Собственно к теракту это расследование отношения не имеет. В данном случае их обвиняют в покушении на дачу взятки следователю.
Выступивший вчера в качестве свидетеля следователь по особо важным делам Главного следственного управления СКП РФ Николай Ущиповский, руководивший в 2007--2008 годах следственной бригадой по делу «Невского экспресса», заявил, что на обвиняемого Дзакхиева никакого давления со стороны следствия не оказывалось. Таким образом, он опроверг слова самого Дзакхиева, а также второго обвиняемого в подготовке теракта Макшарипа Хидриева, которые 16 июня на предварительных слушаниях по основному делу «Невского экспресса» в телеинтервью заявили, что в ходе следствия сотрудники СКП издевались над ними и оказывали физическое давление.
Жители Ингушетии Дзакхиев и Хидриев, находящиеся под стражей уже более полутора лет, обвиняются в том, что участвовали в подготовке совершенного 13 августа 2007 года подрыва поезда «Невский экспресс», следовавшего из Москвы в Петербург. В результате взрыва, происшедшего в Новгородской области на перегоне Окуловка -- Малая Вишера, никто из 251 пассажира не погиб, однако около 60 человек получили травмы. По данным экспертов, самодельная бомба была заложена на путях перед мостом через речку Черная. Следствие считает, что террористы сделали это специально для того, чтобы после взрыва состав упал в реку. Но «Невский экспресс» спасла высокая скорость (200--250 км/ч). После взрыва состав по инерции проскочил мост, и лишь затем часть вагонов завалилась набок.
По подозрению в совершении теракта в разное время следователи задержали около десяти человек, но большинство из них позже пришлось отпустить. Согласно последней редакции обвинительного заключения, в подготовке теракта принимали участие Саламбек Дзакхиев и Макшарип Хидриев, а его организатором и непосредственным исполнителем в одном лице был Павел Косолапов, который давно находится в розыске за серию терактов в нескольких российских регионах.
До июля 2008 года защитником Дзакхиева был член Адвокатской палаты Московской области Магомед Разаков. Однако 4 июля прошлого года он был задержан с поличным при попытке передать взятку в 1 млн руб. для одного из следователей. По версии обвинения, в обмен тот якобы должен был прекратить против Дзакхиева уголовное дело и выпустить его из-под стражи.
Однако, по мнению нынешнего адвоката Дзакхиева Тамары Амхадовой, на самом деле в том случае речь шла о вымогательстве со стороны следствия. По ее словам, в мае прошлого года Дзакхиев в СИЗО подвергался сильному моральному и физическому давлению. Поскольку никаких реальных доказательств вины Дзакхиева нет и не было, следователи якобы требовали от него признания. Для этого к нему в камеру подсадили трех человек, которые избивали его и хотели изнасиловать. Пытаясь этого избежать, Дзакхиев от отчаяния в конце мая дважды резал себе вены, что подтверждается справками из тюремной больницы.
Примерно в то же время следователи вышли на его адвоката Магомеда Разакова и дали понять, что издевательства над его клиентом могут прекратиться, но за это нужно заплатить. По словам г-жи Амхадовой, видя, в каком состоянии находится его подзащитный, и понимая, что до суда он может и не дожить, Разаков согласился нарушить закон и передать деньги.
По словам г-жи Амхадовой, уже после этого следователи придумали версию, что деньги якобы предназначались за прекращение уголовного преследования Дзакхиева. Она также не исключает, что против Дзакхиева была устроена провокация, чтобы в деле по «Невскому экспрессу» появились хотя бы косвенные доказательства его возможной причастности к теракту -- мол, раз откупается, значит, виновен. При этом она отметила, что в уголовном деле о покушении на дачу взятки даже не указана фамилия следователя, которому якобы предназначались деньги. Сегодня процесс продолжится допросом оперативника, который непосредственно получил деньги от Разакова и должен был передать их неназванному следователю.
Первое заседание по самому делу о взрыве «Невского экспресса» состоится в Новгородском областном суде 30 июня. Напомним, что обвинение сумело добиться того, чтобы дело рассматривала не коллегия присяжных, на чем настаивали подсудимые, а профессиональные судьи.
Анатолий КАРАВАЕВ