Время новостей
     N°108, 23 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2009
Антикризисная помощь правительству
Кабинету министров станет легче править бюджет и быстрее менять налоги
Вчера депутаты Государственной думы получили на рассмотрение пакет законов, которые должны облегчить работу прежде всего Министерству финансов. Правительство предлагает отсрочить внесение в парламент проекта федерального бюджета на 2010 год до 1 октября, то же самое относится и к проекту основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год. Другие новации позволят правительству более маневренно управлять финансами страны, например быстрее вносить изменения в налоговое законодательство или не утруждать себя дополнительным обоснованием поправок в бюджет.

Правительство предлагает временно приостановить действие нескольких глав Бюджетного кодекса. В частности, норму о внесении проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года, а также о представлении Центральным банком до 26 августа текущего года в Госдуму проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Этим же законопроектом предлагается сократить время рассмотрения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Госдуме.

Обоснование таких нововведений уже привычное: кризис и, как следствие, сложность прогнозирования ситуации в российской экономике и на мировых рынках. Как говорится в сопроводительных документах, сохранение старых сроков создает «дополнительные риски по финансовым и экономическим расчетам». Кризисом также доказывается и невозможность подготовить бюджет на трехлетний период, в силу чего правительство готово представить финансовый план лишь на 2010 год. Правительство в представленных на рассмотрение документах уважило и бюджетное послание президента Дмитрия Медведева, в котором рекомендуется ввести среднесрочные потолки бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики.

Несмотря на то что бюджет предлагается утверждать лишь на один 2010 год, правительство готово уже в 2009-м представить два приложения к проекту бюджета, содержащих основные параметры бюджета и межбюджетных отношений на период 2011 и 2012 годов. Такой подход при сохранении базовых принципов среднесрочного федерального бюджета «создает необходимые ориентиры по бюджетным назначениям на плановый период 2011 и 2012 годов для субъектов бюджетного планирования» и как минимум сделает предсказуемыми основные условия функционирования для субъектов федерации и муниципальных образований.

Проблемы с уже утвержденными на 2011--2012 годы параметрами федерального бюджета не возникнет: в следующем бюджетном цикле 2011--2013 годов они будут заменены аналогично тому, как меняются основные характеристики текущего федерального бюджета.

Для оперативного реагирования на изменения ситуации в экономике правительство также предлагает приостановить ограничения по срокам принятия изменений в законодательство о налогах и сборах. Сейчас законы о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения проекта бюджета, а принятые после должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Временное снятие этих ограничений позволит вносить изменения в более короткие сроки. Но власть не сочла нужным прислушаться к просьбам бизнеса о введении вето на повышение общей налоговой нагрузки, так что изменения в налоговое законодательство могут быть направлены как на уменьшение законных поборов, так и на их увеличение.

Кроме того, правительство решило заранее подстраховаться и упростить процедуру внесения поправок в уже действующий бюджет. Новация разрешит не предоставлять одновременно с проектом поправок в бюджет ожидаемых итогов социально-экономического развития в текущем финансовом году, уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде и оценки ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем году. Лишь в случае если будет уточняться прогноз общих доходов бюджета, правительство должно обосновать такие изменения уточненным прогнозом социально-экономического развития в текущем году.

Таким образом правительство получит значительные возможности для маневра, тогда как способность повлиять на принятие решений у других ветвей власти будет существенно ограничена. Но премьер-министр Владимир Путин ранее заверял, что все вышеперечисленное станет возможным только на время кризиса. «Необходимо изыскать возможности для повышения эффективности расходов, чтобы в итоге подготовить качественный и реалистичный финансовый план, -- объяснял тогда глава правительства необходимость, в частности, отсрочки предоставления бюджета. -- В этих условиях направить проект бюджета в Государственную думу в августе, то есть за четыре месяца до начала финансового года, конечно, рискованно».

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис