|
|
N°107, 22 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Когда снимем наручники с Грузии»
Грузинская оппозиция объявит сегодня о новой тактике и стратегии борьбы за отставку президента Михаила Саакашвили. Противники власти обещают действовать радикально, но не выходить за рамки закона. Они называют провокацией воскресный инцидент с метанием бутылки с зажигательной смесью в здание парламента, в результате чего выгорела входная дверь. МВД уже задержало одного из троих подозреваемых, зафиксированных камерами наружного наблюдения.
Свои планы оппозиция огласит на митинге на проспекте Руставели, а потом, по традиции, детально разберет их в прямом эфире на небольшом кабельном телеканале «Маэстро» в гостях у 43-летнего певца Георгия Гачечиладзе. В январе он открыл на этом канале невиданное реалити-шоу -- каждый вечер в 23 часа в стилизованную под тюремную камеру комнатку к нему приходят известные политики и общественные деятели, они беседуют до глубокой ночи. Охват вещания кабельного канала ограничен Тбилиси и считанными районами Грузии, но жители столицы потеряли сон -- разговоры в «камере» смотрят многие.
Сценический псевдоним Георгия -- Уцноби, то есть Неизвестный. Теперь бард стал известен каждой грузинской семье, хотя относятся к нему по-разному -- одни превозносят его как «голос общественности», другие осуждают за «телевизионное хулиганство». В импровизированной «камере» в невзрачном домике в непрестижном районе столицы условия жизни близки к тюремным. Покрытые пледами нары в два яруса, вентилятор. На полу у входа -- коврик с портретом Михаила Саакашвили. На стенах -- фотоснимки президента и других чиновников, против деятельности которых выступает бард. Есть небольшая кукла экс-министра экономики Кахи Бендукидзе, оппозиция обвиняет его в продаже России «народного имущества». На столике -- Библия.
Под потолком установлено четыре видеокамеры -- зрители наблюдают за жизнью «зэка» почти круглосуточно, за исключением дневного послеэфирного сна. Певец покидает «камеру» только для того, чтобы немного передохнуть или выступить на митинге. Чувствует себя телеведущий неважно -- 6 мая его жестоко избили у столичного управления полиции, когда он с братом Леваном, лидером «Объединенной оппозиции», и другими единомышленниками отправился вызволять своих сторонников из настоящей неволи. О своих творческих политических планах Георгий ГАЧЕЧИЛАДЗЕ рассказал «Времени новостей».
-- Когда начинался этот проект, я отдавал себе отчет в том, что быстро он не закончится. Но я должен продолжать начатое, потому что Грузия на краю пропасти. Саакашвили и его команда отвергли все грузинские ценности. Грузия -- страна любви и достоинства, особо чувствительного восприятия правды и свободы. Саакашвили не знает истинного грузинского менталитета -- общество не захотело так жить дальше. Все решения принимает один человек. Так мы дошли до августовской войны (2008 года. -- Ред.), до фальсифицированных выборов, до невинно осужденных, до политзаключенных. Поэтому в апреле народ вышел на улицы и не покидает их. Общество стало другим, повысился уровень гражданского самосознания, а вместе с ним и уровень гражданской ответственности. Вот это и было моей задачей -- пробудить людей.
-- Представители власти приходили на вашу передачу?
-- Нет, хотя я приглашаю их поговорить -- выяснить, чем мы вместе больны, как это лечить.
-- Правда ли, что в этом месяце Михаил Саакашвили, встречаясь с вашим братом, передавал вам привет?
-- Мне Леван об этом сказал.
-- Так пригласите Саакашвили в «камеру»!
-- Приглашаю! Так и напишите: «Приглашаю». Но не придет ведь, не смотрит он людям в глаза -- одним пиаром занят...
-- Ваш брат намерен вскоре объединить ряд политических движений и неправительственных организаций в «Общественный фронт». Пойдете туда?
-- Обязательно. Там будут представители общественности, политики -- все, кого волнует завтрашний день Грузии. Зло легко объединяется, и мы должны создать ему альтернативу, иначе его не победить. С нами будет поэт Давид Маградзе -- это же о многом говорит, когда в оппозиции автор стихов государственного гимна, принятого всего несколько лет назад! В Грузии нет противостояния политических групп, это пять-шесть представителей власти противопоставили себя всему обществу. Наша борьба длительная, ведь мы ведем ее голыми руками.
-- И когда собираетесь выходить из заточения «на свободу с чистой совестью»?
-- Мой проект -- это колоссальная психологическая нагрузка. Я вошел в каждый дом, в каждую семью. Покинуть «камеру» и жить обычной жизнью будет трудно. Но я справлюсь, лишь бы народ увидел, что борьба не напрасна, что мы в силах построить правовое государство. Сегодня Грузия стала тюрьмой, все мы узники. Когда снимем наручники с Грузии, когда не будет политической полиции, будут назначены и пройдут выборы, когда начнется строительство новой Грузии, тогда и завершится мой проект.
-- Оппозиция просит большего понимания у Запада, а грузинские власти говорят, что их противников финансирует Россия...
-- Язык у них без костей! Российские деньги? Смешно. Обвинить можно во всем, чтобы оправдывался тот, кого обвинили.
-- Говорят, некоторые ваши хиты переведены на абхазский, они популярны в Абхазии...
-- С абхазами, с осетинами -- со всеми надо говорить по-братски. Но сначала мы должны сдружиться внутри. Когда у нас самих будет хорошее государство, то и других это привлечет. В Абхазии везде слушали мои песни, но Саакашвили заменил их военной риторикой. Нужна политика добра и любви. Мы, грузины, -- гостеприимный, полный любви народ, особенно по отношению к соседям. А нам не дают быть такими, какие мы есть.
-- Недавно ваш брат сказал, что ради Грузии поедет и в Москву, и в Сухуми, и в Цхинвали. Вы готовы сопровождать его, дать там концерты?
-- Для мира и любви я буду петь всюду. Самое главное, что Бог нам дал, -- это любовь и свобода. Все остальное -- беллетристика.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси