|
|
N°105, 18 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Между Иваном Грозным и Джонни Д.
19 июня открывается 31-й Московский международный кинофестиваль
Фестиваль опять юбилейный -- пятьдесят лет прошло с момента его появления на свет в 1959 году: тогда Московский форум чередовался с Карловарским и радовал любителей кино один раз в два года. Откроется нынешний ММКФ фильмом «Царь», снятым нынешним председателем жюри Павлом Лунгиным. В Лунгине удачно соединяется европейски ориентированный режиссер, много работавший с французскими продюсерами, известный в Европе, с интересом к православной тематике, духовным поискам, религиозным мотивам. То есть, похоже, нынешний фестиваль пытается быть концептуальным -- ортодоксальным без фанатизма, интернациональным, но и самобытно-духовным. В конкурсе как никогда много фильмов российских и о России. «Чудо» Александра Прошкина рассказывает реальную историю про то, как богохульство обернулось чудом -- женщина сняла икону со стены с дурными намерениями, да так и простояла с ней от Рождества до Пасхи. «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя -- тоже кино о прошлом, тоталитарном и незабвенном. Русский классик Антон Чехов с его «Палатой №6» стал основой для картины Карена Шахназарова, действие которой происходит в современной психиатрической лечебнице. Андрей Эшпай снял фильм «Событие» по пьесе Владимира Набокова, самого американского из русских писателей. Есть еще и «Дама с собачкой», снятая в Германии украинским режиссером Юлием Колтуном. Есть и «Первый отряд» -- японское аниме на придуманный российскими авторами сюжет про духов погибших пионеров-героев. «Малая Москва» Вальдемара Кшистека снята про русскую женщину, жену офицера, полюбившую поляка, в ролях российские актеры, и главная среди них Светлана Ходченкова... Да, не забыть еще Киру Муратову с «Мелодией для шарманки».
И вне конкурса в «Гала-премьерах» -- фильм Андрея Разенкова «Кромовъ» про честь офицера и золото Российской империи.
В общем, можно на этом основании предположить, что ММКФ прежде всего озабочен репутацией нашей кинодержавы. Однако, как обычно бывает, даже если сознательно выстраивать смыслы и сочетания, вряд ли их считает кто-нибудь, кроме критиков. Международное значение Московского кинофестиваля невелико, западных журналистов на нем немного, и моды в киномире он не делает. А для отечественных любителей кино Московский фестиваль -- это прежде всего возможность посмотреть новое современное кино, причем не столько даже премьеры и открытия, сколько то, о чем уже говорят и спорят после показов на других мировых форумах, а там тенденции совсем другие. Этого, модного, кино, как обычно, покажут так много, что разобраться в этом изобилии сложно.
Газета «Время новостей» обратилась к Петру ШЕПОТИННИКУ, одному из отборщиков фестиваля, с просьбой сориентировать наших читателей в потоке разного кино.
-- Прежде всего расскажите про вашу авторскую программу «8 1/2». В ней есть очень известные, нашумевшие уже фильмы, например «Антихрист» Ларса фон Триера, есть непременный для вас Гай Мэдден с семиминутной новеллой «Привяжите меня к электрическому стулу», «Аир» Анджея Вайды. Но есть имена менее знакомые широкой публике, каков принцип отбора этих картин?
-- Все эти картины выбраны потому, что больше всего отвечают моим собственным представлениям об авторской свободе в кино, выраженной при помощи современного киноязыка. Языка, который на наших глазах пересоздается. Триер -- это чуть новый Триер. Вайда -- потому что он умеет быть не только классиком романного стиля, но может сделать и вот такую трагическую и легкую одновременно философскую зарисовку, как «Аир», тем более что он и сам появляется в фильме за камерой, а «8 1/2» любит саморефлексии кинематографистов. «Пророк» Жака Одиара -- потому что это, на мой взгляд, лучший фильм Каннского фестиваля -- тюремный роман невероятной силы. И я давно хотел иметь в этой коллекции Одиара.
«Добровольно-принудительно» Рубена Остлунда -- потому что он когда-то начинал на ММКФ и создал фильм исключительной оригинальности стиля (дебютный фильм Остлунда «Гитара-монголоид» получил приз ФИПРЕССИ на XXVII Московском международном кинофестивале. -- Ред.). «Венди и Люси» -- потому что это изумительный пример чистого и святого в намерениях "антибуржуазного" кино американской провинции, и я хочу открыть русскому зрителю имя режиссера -- Келли Рейхардт.
"Изумительный" -- потому что считаю Паоло Соррентино лучшим режиссером Италии, его фонтанирующий стиль ошеломляет, это, как сказал когда-то по другому поводу Юрий Олеша, -- "депо метафор". Тийс Глогер («Голландия») -- потому что это очень талантливый голландский хулиган, он, кстати, приедет в Москву, и быть ему битым!
-- Журналисты будут ходить на весь конкурс, публика любит выбирать громкие имена. А какие фильмы вы бы посоветовали ни в коем случае не пропустить? Что особенно понравится консервативному зрителю, а что любителям артхауса или тем, кто в кино ищет развлечения?
-- Вопрос некорректный. Для меня все фильмы конкурсной программы равны. Хотя не всегда я сходился во мнениях со своими коллегами. Компромиссы были. Но общий уровень конкурса, по-моему, презентабелен как никогда. Консервативный зритель обольется слезами на "Малой Москве", радикалы потянутся на "Сегодня и всегда", "Я тебя съем", "Муки в огне", "Как велит Бог". А там -- видит Бог кто куда пойдет! Эстеты пусть смотрят ретроспективы Марко Феррери, Эжи Сколимовского и "Социалистический авангардизм", они давно не пересматривали "Ленин в Париже" Юткевича. Развлечений будет масса -- от "Кадиллака рекордз" и "Клиентки французского жиголо" до индийской "Моды" и "Джонни Д." А самые настоящие эстеты пусть идут на болгарскую ретроспективу в одном фильме "15" -- пятнадцать различных стилей киноязыка -- сделано очень талантливо!
-- Меня каждый раз удивляет, зачем на ММКФ столько фильмов? Не лучше ли показать поменьше, но уделить каждому стоящему кино большее внимание -- больше сеансов, больше рекламы? Или это не по правилам?
-- В Роттердаме, по-моему, фильмов около 500 -- никто не жалуется.
-- Есть ли в программе фильмы, которые любителю кино посмотреть необходимо, но их не купили и шанса их увидеть, кроме как на фестивале, нет?
-- Увы, это так, потому что возможности наших артхаусных прокатчиков сужаются. И из-за кризиса, и из-за лени. Ведь не секрет, что кинопроцессом рулят у нас в стране не выпускники ВГИКа, а директора кинотеатров.
Алена СОЛНЦЕВА