|
|
N°103, 16 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В штанах и без штанов
Главным трендом современной анимации оказалась рисованная документалистика
Фестиваль в Аннеси закончился, результаты главного в мире конкурса анимации объявлены, так что самое время рассказать, что почем, что нынче «носят», что ценят, а что имеет успех у публики.
Начну с самого безусловного -- призов за полнометражный фильм. «Кристалл» Аннеси разделили две картины, которые и в зрительском мнении стояли наравне: «Коралина» Генри Селика (у нас в прокате -- «Коралина в стране кошмаров») и «Мэри и Макс» Адама Эллиота. В программе было девять конкурсных полных метров и девять внеконкурсных, причем того, что зрители знают по прокату, -- классических детских приключений (как и подростковых боевиков или фантастики) было не так много, главным образом предлагался настоящий артхаус. На мой взгляд, кроме призеров и известных нам «Монстров против пришельцев» в конкурсе были по крайней мере три достойных внимания картины. «Жирный Буги» Густава Кова (Аргентина) -- очень смешная и кровавая пародия на фильмы о плохом борце с мафией. Стоило увидеть, как брутальный жлоб Буги в забытьи от ран видит райскую картину с цветочками, по которой он плывет, счастливый, поливая из гранатомета туземцев. Вторая -- милейшая лента американцев Пола и Сандры Фирлингер «Моя собака Тулип», снятая по написанной в середине прошлого века книге англичанина Дж. Р. Акерли. В картине, выдержанной в коричневатой гамме, будто рисунки 50-х годов, нет приключений и вообще существенных событий, а только рассказанная авторским голосом история одинокого пожилого человека и его взбалмошной овчарки, что похожи на семейную пару. Третья -- страннейшая, но по-своему завораживающая южнокорейская картина «История мистера Сорри» о маленьком человеке, который зарабатывал чисткой ушей. В результате ряда фантастических превращений господин Простите стал сначала крошечным, как Мальчик-с-пальчик (что позволило ему еще лучше справляться с работой). А потом, встречаясь в головах клиентов с какими-то ужасными потаенными желаниями и проблемами, превратился в жуткого паука. В общем, фрейдизм и Кафка в восточном исполнении.
Но, конечно, полнометражные призеры были вне конкуренции. «Коралина» -- кукольная картина, снятая с применением стереотехнологий, отличное детское приключенческое кино, где есть и изумительная фантазия, и по-настоящему страшные моменты, и захватывающие компьютерные эффекты. Хотелось бы, конечно, чтобы стереотрюков, которые так здорово смотреть в специальных очках, было еще больше, но и так полуторатысячный зал, полный взрослых людей, увидев, как прямо на них несется гигантская игла, пришивающая пуговицу, визжал от восторга. «Мэри и Макс» -- кино куда менее эффектное, и берет оно прежде всего хорошей сентиментальной историей, парадоксально иллюстрированной комичными пластилиновыми персонажами. Австралиец Адам Эллиот, пять лет назад взявший «Оскара» за короткометражный фильм «Харви Крампет», работает в той же статичной манере, что и прежде: самое главное -- закадровый рассказ (он сам сценарист своих картин) и персонажи, а вовсе не приключения и движение. Тут речь идет о восьмилетней австралийке Мэри -- одинокой очкастой девочке, мамаша которой любит прикладываться к бутылке, курит с утра до ночи и ворует в магазинах. Любознательная крошка решила познакомиться с американцем, чтобы узнать, как там люди в Америке живут, откуда у них берутся дети и еще массу интересных вещей. По телефонному справочнику выбор пал на 40-летнего Макса Горовица, толстого аутичного еврея, который с обстоятельностью взялся на все детские вопросы давать столь же детские ответы. Эпистолярная дружба продолжалась много лет, проходя через обиды и примирения; героям так и не удалось встретиться, но перед смертью Макс успел написать повзрослевшей Мэри, что она его лучший и единственный друг.
Теперь о главном в программе Аннеси -- о коротком метре. В конкурсе фестиваля несколько жюри (по числу номинаций), и поэтому тут нет проблемы, как найти уважаемого человека из числа действующих профессионалов для участия в выборе победителей. Режиссер может судить один конкурс, участвуя в другом. На этот раз победитель Адам Эллиот был членом жюри короткометражного конкурса. В этой номинации выбор оказался куда менее очевидным. Принято считать, что у фестиваля определенный и очень непопсовый вкус, тут любят метафизику и сложное метафорическое кино, а смешные анекдоты в «анимационном Канне» получают призы куда реже, чем на иных смотрах. Получилось иначе: почти все главные награды в конкурсе короткого метра в той или иной мере анекдотичны. Кроме разве что первого приза, выбранного по понятным политическим резонам.
«Кристалл» Аннеси достался 16-минутной картине «Рабы» шведских режиссеров Ханны Хелборн и Давида Ароновича. Это то, что сегодня называется «документальной анимацией» -- жанр, существующий давно, но ставший трендом после прошлогоднего успеха картины об израильской операции в Ливане «Вальс с Баширом», похожей на документальный телефильм. В фильме «Рабы» использованы реальные интервью 2003 года, взятые в Европе у двух освобожденных суданских мальчиков девяти и 15 лет. Они рассказывают, как были украдены криминализованной милицией и вместе со своими семьями превращены в рабов. И как потом их родные погибали или исчезали. Этот действительно впечатляющий рассказ показан статично с синеватым, почти монохромным и весьма условным рисунком, подчеркивающим реальность и трагизм истории. Вообще документальных историй на фестивале было немало, например О&A американцев Тима и Майка Рауч -- анимированный реальный разговор женщины со своим сыном, мальчиком с синдромом Аспергера (разновидность аутизма). Или «Вранье» еще одного шведа Юноса Удела -- фильм по трем интервью с лжецами. Анимация позволяет по-новому работать с документальным материалом, поскольку обладает возможностью отчуждения текста и комментария к нему разнообразными чисто изобразительными методами.
Зато прочие лауреаты-короткометражники работают на привычном поле. Спецприз жюри получил «Сбежавший поезд» канадца Корделла Баркера -- забавный, но не чрезмерно увлекательный каскад гэгов о поезде, лишившемся управления. Он мчится, теряя пассажиров и вагоны, пока любвеобильный машинист наслаждается в купе с томной пассажиркой (все в том же духе, но не так смешно, как «Кот вернулся», что номинировался на «Оскара»). Приз за лучший первый фильм, как и лауреатство в короткометражном конкурсе, у детского жюри взял «Человек в голубом Гордини» француза Жан-Люка Ли -- уморительная история о сопротивлении одиночек уравнительной государственной машине; сюжет, столь любимый молодыми режиссерами, которые куда чаще подходят к этой теме с пафосом, чем с юмором. Тут речь о государстве, где все ходят в оранжевых рубашках и без штанов, а герои-сопротивленцы -- тоже без штанов, но в голубых рубашках. Особенно смешно, что примерно половину фильма мы видим возмущенных соседей и тоталитарную полицию только до пояса и считаем, что общественный гнев связан с тем, что герой оскорбляет приличия своим эксгибиционизмом. В финале герой с женой, присоединившись к главному подпольщику в голубом Гордини, становятся еще радикальнее в своем протесте -- они организуют тайную фабрику по пошиву голубых колготок и раздают их диссидентам.
Особый восторг зала и соответственно приз публики в коротком метре получил фильм «Вестерн спагетти» американца, работающего под псевдонимом PES. Этот самый ПЕС прославился несколько лет назад фильмом «Секс на крыше» про пару влюбленных кресел, резвящихся на свежем воздухе, и тут же занял место среди самых остроумных режиссеров в предметной анимации. Теперь он снял уморительную зарисовку про приготовление спагетти из несъедобных материалов: варку макарон из пластиковых трубочек, жарку на масле из фольги, шинковку зелени из долларов, растущих кустиком в горшке, терку сыра из мотка шерсти и так далее.
Лучшим дипломным фильмом признали «Ради носка» режиссера Карло Вогеля из знаменитой французской киношколы «Гоблен», которая на зависть студиям всего мира готовит профессионалов, отлично работающих с экшном (стоит только вспомнить, что на прошлого «Оскара» номинировалась тоже лихая картина выпускников «Гоблен» про спасение осьминожицы). Но в этот раз (это особенно ценно!) дипломник работал не только с компьютером, что всегда хорошо идет у молодых режиссеров, а главным образом с предметами. Получились остроумные приключения носков, джинсов и платья, отправившихся с бельевой веревки разыскивать друга-носка, убежавшего тусоваться в клуб, но попавшего в лапы мафии, которая пытает его, подвесив над тазиком с отбеливателем.
Ну и на сладкое -- о единственном победителе Аннеси-2009, имеющем отношение к нашей стране. Приз за лучший сериал взял Алексей Алексеев, бывший пилотовец, теперь работающий в Венгрии. На прошлом фестивале он получил награду за оригинальную музыку -- пародийный джем-сешн лесных музыкантов из двухминутного «панковского» фильма с непроизносимым названием KJFG№5. Мы уже писали о том, что, увидев эту короткометражку канал Nickelodeon тут же заказал Алексееву сериал с теми же персонажами -- медведем, зайцем и вокалистом-волком, и вот уже появились первые четыре серии под названием Log jam. Мало кто предполагал, что могут второй раз дать приз за тот же проект, но и впрямь рядом с другими телевизионными картинами, даже неплохими, но одинаково предсказуемыми, абсурдный сериал Алексеева смотрелся явным лидером. Что и подтвердили восторженные вопли публики Аннеси, которую аниматоры считают лучшей в мире.
Дина ГОДЕР, Аннеси--Москва