|
|
N°101, 11 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отрасль, которой нет
Состоялось первое заседание совета по массовым коммуникациям
Из СМИ все знают, что есть СМИ. Однако мало кто догадывается, кроме самой прессы, что это отдельный сектор российской экономики. Вчера на учредительном заседании совета по массовым коммуникациям при Министерстве связи и массовых коммуникаций глава этого ведомства Игорь Щеголев наконец решил добиться признания экономического статуса и отраслевой принадлежности СМИ. Тем более что на учредительное заседание собрались как руководители крупнейших СМИ, так и чиновники, включая заместителя руководителя администрации президента РФ Алексея Громова.
Г-н Щеголев, открывая собрание, дал понять, что надо разобраться сначала в себе самих, чтобы иметь претензию на достойную заявку среди таких монстров российской экономики, как энергетика или сельское хозяйство. И пояснил, что в кризис это сделать одновременно и сложно (совокупные доходы СМИ упали почти на 60%), и легко, потому что борьба с кризисом объединяет конкурентов.
Выступив за идентификацию отрасли в экономике, министр остановился на ее особенностях. В частности, на высокой доле интеллектуального труда в себестоимости продукта. Иными словами, члены кабинета министров давно должны были приравнять СМИ к высоким технологиям, а они не хотят их приравнивать даже к малому или среднему бизнесу. По крайней мере в части налогов, в кризис воздействующих на СМИ крайне угнетающе.
Помимо денег члены совета посчитали особо чувствительной проблемой для отрасли провалы в действующем законодательстве. Тем не менее решили поспешать медленно. Заместитель руководителя президентской администрации Алексей Громов предостерег от попыток быстрого совершенствования законодательства о СМИ. По его словам, даже хорошо, что попытки, которые уже предпринимались в этой сфере, еще не приводили к результатам: «Кому будет лучше, если мы быстро примем, к примеру, закон об Интернете? Торопиться в реформировании СМИ не надо. Торопливость может лишь навредить. Отрасль развивается и, на мой взгляд, несмотря на кризис, чувствует себя лучше других значимых отраслей. В законодательном смысле, не в финансовом».
Он рекомендовал все новые идеи по изменению ныне действующего законодательства, регулирующего СМИ, для начала обсудить на профессиональной площадке возникшего совета.
Вряд ли членов совета можно обвинить в излишнем консерватизме. К чему-то они действительно относятся настороженно, например к желанию силовиков поставить "в рамки" Интернет. К каким-то новациям -- вполне позитивно. Например, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров, курирующий в ведомстве СМИ, заявил: «Необходимость законодательного регулирования плагиата и пиратства контента очевидна. Появляются все новые и новые среды распространения контента, и такие сферы, как Интернет, где информация появляется мгновенно, отследить сразу, добросовестно ли она взята или пиратским образом, очень сложно. Очевидно, это требует все же некоего уточнения в законе и введения наказания для нарушителей прав собственности. Правообладатели информации должны быть защищенными».
Однако само руководство министерства признало, что законопроект о плагиате пока не достиг уровня внесения в Думу, да и в правительство. И объявило о готовности доработать его в ближайшее время.
Вера КУЗНЕЦОВА